Испания в 15—16 вв. В 15 веке в Испании завершается многовековая борьба с арабами (реконкиста), которые с падением Гранады (1492) были окончательно вытеснены с Пиренейского полуострова. Вскоре Испания выдвигается в число могущественнейших государств Европы. В конце 15 — начале 16 века в ее состав входили Неаполитанское королевство с Сицилией и Сардинией, Балеарские острова, а с открытием в 1492 году и завоеванием Америки Испания становится богатейшей колониальной державой. После объединения в 1479 году Кастилии и Арагона и образования единого государства в Испании установился абсолютистский строй. Борьба королевской власти с феодалами при частичной поддержке городов создавала на первых порах благоприятные предпосылки для развития промышленности и торговли. Однако наметившийся было экономический подъем оказался недолговременным. Приток золота из Америки, вызвавший в Европе «революцию цен», нанес большой ущерб испанской экономике, подорвал устойчивость ее валюты и задержал развитие промышленности и сельского хозяйства. К тому же скоро обнаружилась непрочность союза между городами и королевской властью. В силу исторических особенностей развития страны буржуазные элементы в ней были еще слабы, а города нередко объединялись с феодалами в борьбе за сохранение полученных еще в период реконкисты прав и вольностей. Это вызвало враждебные действия королевской власти против городов, нанесшие немалый урон испанской промышленности. Главной опорой испанского абсолютизма, имевшего значительно более узкую социальную базу, чем абсолютизм в большинстве других европейских стран, была католическая церковь. Разжигая религиозный фанатизм в период войны с маврами, церковь еще в предшествующие столетия приобрела в Испании исключительно большое влияние. С возникновением абсолютизма она была поставлена в зависимость от королевской власти, в руках которой фактически оказалась учрежденная в 1478 году инквизиция, ставшая страшным орудием террора. Деятельность «святой инквизиции» привела к уничтожению и эмиграции наиболее активной части зарождавшейся испанской буржуазии. Уже при Карле I (1516—1556), при котором Испания входила в состав огромной Германской империи (с 1519 г. как император испанский король именовался Карлом V), начался экономический упадок страны, еще более усугубившийся в годы правления его сына Филиппа II (1556—1598). Завоевательная политика испанских королей, лелеявших мечту о создании всемирной христианской монархии во главе с Испанией, подтачивала силы страны и, с другой стороны, вызвала энергичное сопротивление со стороны европейских государств. При Филиппе II одна за другой следуют неудачи во внешней политике. В 1588 году Англия нанесла смертельный удар испанскому флоту, разгромив «Непобедимую армаду», посланную испанским королем для завоевания Англии. Безрезультатной оказалась и попытка Филиппа II вмешаться во внутренние дела Франции в период религиозных войн. Наконец, сильнейший удар престижу и могуществу Испании нанесло отпадение Нидерландов, остававшихся под властью Испании после разделения Германской империи в 1556 году. Уже в 1560-х годах в Нидерландах вспыхнуло восстание против испанского владычества, положившее начало длительной войне, в результате которой богатые северные провинции Нидерландов отделились и получили самостоятельность. Эти неудачи обнаружили перед всем миром слабость Испании, вынужденной с этого времени уступить ведущую роль в Европе более передовым государствам. Культура Испании 15—16 вв. Быстрый подъем Испании в конце 15 — первой половине 16 века сопровождался расцветом ее культуры. Культура испанского Возрождения складывалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала глубоко народные черты национальной испанской традиции, сформировавшейся в период многовековой борьбы против арабов, решающую роль в которой играли широкие народные массы. Суровое и героическое страны оставило глубокий след в испанской культуре. Высокий уровень народного самосознания оказал влияние на литературу и искусство развитию реализма и критического отношения к современному общественному строю. Однако, с другой стороны, на культуре Испании не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью. Враждебная позиция церкви препятствовала здесь распространению идей гуманизма и развитию естественных и точных наук, которые, за отдельными исключениями, не достигли значительных успехов. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. Болезненная фантастика и черты мистической экзальтации присущи как литературе, так и изобразительному искусству Испании 15—16 веков. Особенно блестящего расцвета достигла в Испании литература. В конце 15—16 века здесь зарождается жанр так называемого «плутовского романа», получивший затем широкое распространение в европейской литературе. В произведениях этого жанра, одним из самых ранних образцов которого в Европе является анонимная повесть «Ласарильо с
После объединения в 1479 году Кастилии и Арагона и образования единого государства в Испании установился абсолютистский строй. Борьба королевской власти с феодалами при частичной поддержке городов создавала на первых порах благоприятные предпосылки для развития промышленности и торговли. Однако наметившийся было экономический подъем оказался недолговременным. Приток золота из Америки, вызвавший в Европе «революцию цен», нанес большой ущерб испанской экономике, подорвал устойчивость ее валюты и задержал развитие промышленности и сельского хозяйства. К тому же скоро обнаружилась непрочность союза между городами и королевской властью. В силу исторических особенностей развития страны буржуазные элементы в ней были еще слабы, а города нередко объединялись с феодалами в борьбе за сохранение полученных еще в период реконкисты прав и вольностей. Это вызвало враждебные действия королевской власти против городов, нанесшие немалый урон испанской промышленности.
Главной опорой испанского абсолютизма, имевшего значительно более узкую социальную базу, чем абсолютизм в большинстве других европейских стран, была католическая церковь. Разжигая религиозный фанатизм в период войны с маврами, церковь еще в предшествующие столетия приобрела в Испании исключительно большое влияние. С возникновением абсолютизма она была поставлена в зависимость от королевской власти, в руках которой фактически оказалась учрежденная в 1478 году инквизиция, ставшая страшным орудием террора. Деятельность «святой инквизиции» привела к уничтожению и эмиграции наиболее активной части зарождавшейся испанской буржуазии.
Уже при Карле I (1516—1556), при котором Испания входила в состав огромной Германской империи (с 1519 г. как император испанский король именовался Карлом V), начался экономический упадок страны, еще более усугубившийся в годы правления его сына Филиппа II (1556—1598). Завоевательная политика испанских королей, лелеявших мечту о создании всемирной христианской монархии во главе с Испанией, подтачивала силы страны и, с другой стороны, вызвала энергичное сопротивление со стороны европейских государств. При Филиппе II одна за другой следуют неудачи во внешней политике. В 1588 году Англия нанесла смертельный удар испанскому флоту, разгромив «Непобедимую армаду», посланную испанским королем для завоевания Англии. Безрезультатной оказалась и попытка Филиппа II вмешаться во внутренние дела Франции в период религиозных войн. Наконец, сильнейший удар престижу и могуществу Испании нанесло отпадение Нидерландов, остававшихся под властью Испании после разделения Германской империи в 1556 году. Уже в 1560-х годах в Нидерландах вспыхнуло восстание против испанского владычества, положившее начало длительной войне, в результате которой богатые северные провинции Нидерландов отделились и получили самостоятельность. Эти неудачи обнаружили перед всем миром слабость Испании, вынужденной с этого времени уступить ведущую роль в Европе более передовым государствам.
Культура Испании 15—16 вв. Быстрый подъем Испании в конце 15 — первой половине 16 века сопровождался расцветом ее культуры. Культура испанского Возрождения складывалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала глубоко народные черты национальной испанской традиции, сформировавшейся в период многовековой борьбы против арабов, решающую роль в которой играли широкие народные массы. Суровое и героическое страны оставило глубокий след в испанской культуре.
Высокий уровень народного самосознания оказал влияние на литературу и искусство развитию реализма и критического отношения к современному общественному строю. Однако, с другой стороны, на культуре Испании не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью. Враждебная позиция церкви препятствовала здесь распространению идей гуманизма и развитию естественных и точных наук, которые, за отдельными исключениями, не достигли значительных успехов. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. Болезненная фантастика и черты мистической экзальтации присущи как литературе, так и изобразительному искусству Испании 15—16 веков.
Особенно блестящего расцвета достигла в Испании литература. В конце 15—16 века здесь зарождается жанр так называемого «плутовского романа», получивший затем широкое распространение в европейской литературе. В произведениях этого жанра, одним из самых ранних образцов которого в Европе является анонимная повесть «Ласарильо с