Российская Империя в первой половине XIX века – кладезь молодых талантов в литературе, архитектуре, живописи. Творения великих классиков и в наши дни пользуются огромной популярности у ценителей искусства. Особое развитие получила идейная борьба, которая была связана с накалившейся политической обстановкой в стране – цензура ужесточалась и ослаблялась в зависимости от прихоти императорского кабинета министров. Большой шаг вперёд сделало и народной творчество, усиление фольклорных традиций было связано с общим подъёмом национального самосознания в стране – Отечественная война и заграничные походы резко изменили настроения в различных слоях общества. Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время с «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные за и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая и Новому времени.
Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи Возрождения
Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:
Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в.
Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в.
Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в.
Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/russkaia_kultura_v_pervoi_polovine_19_veka.htm
Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая и Новому времени.
Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи Возрождения
Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:
Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в.
Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в.
Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в.
Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в.