ответить на во по теме. Социальные противоречия в России кон. 19 – нач. 20 веков.
ответьте на во Какие выводы можно сделать на основе следующих фактов?
- с 1897 по 1914 год население России увеличилось с 128 до 175 млн. человек;
- в 1914 году население городов составляло 15,3% от общей численности жителей страны;
- 82% населения проживало в европейской части страны и 18% в азиатской и в Закавказье;
- средняя плотность населения в России составляла 8,5 чел. на кв. км, в европейской части страны составляла 22 чел. на кв. км, в Германии аналогичный показатель составлял 118 чел. на кв. метр;
- в 1897 г. русские, украинцы и белорусы составляли более половины населения России;
- в 1987 г. православные составляли 69,3 % от населения России;
2. Как выглядит среднестатистический житель России исходя из вышеперечисленных данных?
3. Какие выводы можно сделать на основе следующих фактов?
- в 1905 году из 440 млн. десятин пахотной земли 138,7 принадлежало 120 млн. крестьян, 101,6 находилось в частной собственности (из которых 53 принадлежало 600 тыс. дворян), 199,7 – императорской фамилии, государству и православной церкви;
- большая часть земли, принадлежавшей крестьянам, находилась в коллективном, общинном пользовании;
- большая часть земли, принадлежавшей частным собственникам, находилась в аренде у крестьян;
- в начале 20 века Николай 2 был крупнейшим частным землевладельцем на планете;
- к 1905 году крестьяне выплатили по выкупным платежам помещикам и государству более 3 млрд. рублей за землю, которую в 1862 году оценили в 1.55 млрд. рублей;
- большая часть крестьян не была выплатить выкупные платежи в полном размере;
4. Исходя из вышеперечисленных фактов, какие требования находили активный отклик у крестьян на рубеже 19-20 вв.?
5. Что такое «финансовая олигархия»?
6. Из каких групп общество происходило формирование финансовой олигархии в России на рубеже 19-20 вв.?
7. Из кого формировался рабочий класс в России на рубеже 19-20 вв.?
8. В 1905 году в России было 3 млн. рабочих, а крестьян порядка 120 млн., были ли в России предпосылки пролетарской (рабочей) революции, как о том говорили марксисты радикального толка?
9. 2/3 рабочих зарабатывали менее прожиточного минимума, рабочий день длился 11,5 часов, отсутствовала техника безопасности что вело к травмам на производстве, как вы эти факты влияли на социальное самочувствие рабочих в России на рубеже 19-20 вв.?
10. Какие меры предпринимало правительство, чтобы подавить недовольство рабочих своим положением можно не сильно всё расписывать главное чтобы на четвёрку хватило
Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830) — духовный отец либерализма на европейском континенте 202 («Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»).
Основное положение теории Констана — проблема индивидуальной свободы. Констан сравнивает свободу современного человека со свободой древнего и приходит к выводу о том, что они не совпадают. Для современного человека свобода — это, прежде всего, свобода в частной жизни: подчиняться только законам, не быть подвергнутым дурному обращению, аресту, высказывать свое мнение, выбирать себе дело, распоряжаться своей собственностью, свободно передвигаться и т.д., наконец, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не является строго обязательным. Свобода же древнего грека или римлянина заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Однако древний человек был полностью подчинен публичной власти в частной жизни. «Личная свобода — вот подлинная современная свобода; политическая свобода выступает ее гарантом», — утверждает Констан. Среди причин перехода от политической свободы к личной Констан называет: изменение численности населения и территории государств; отмену рабства и изменение трудовой этики; изменение психологии и образа жизни народов.
Констан уверен, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они за счет своих индивидуальных усилий обеспечить себе достойное существование. Констан настаивает на жестком определении конкретной меры социальной полезности институтов власти, на точном установлении пределов их компетенции. Прямое народовластие в современном обществе должно быть заменено на представительное правление. Констан отстаивает свободу предпринимательской деятельности, свободу конкуренции, считая, что богатство граждан ограждает личную независимость от посягательств правительства.
Современное государство, по мнению Констана, должно быть конституционной монархией, где монарх представляет «нейтральную власть» (королевскую), независимую от других ветвей власти (исполнительная, нижняя палата парламента, верхняя палата парламента, судебная, муниципальная) и потому обеспечить их единство, кооперацию, нормальную деятельность.
Наряду с институтами децентрализованной системы государственной власти, контролируемой общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право.
Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.) - был другим классиком либерализма во Франции («О демократии в Америке», «Старый режим и революция»). Современная история — процесс смены аристократического правления демократией. Демократия рассматривается им как общественный строй, который противоположен феодальному. Основной принцип демократии — равенство.
Свобода и равенство, по мнению Токвиля, явления разнопорядковые. Люди всегда предпочитают равенство свободе, поскольку оно дается легче, воспринимается подавляющим большинством с приязнью, переживается с удовольствием, не требует никаких усилий. Свобода требует от человека напряжения, больших усилий, связанных с необходимостью быть самостоятельным, делать всякий раз собственный выбор, отвечать за свои действия и их последствия. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы, поэтому следует развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание их баланса. Основные институты, необходимые для свободы: разделение властей, местное (общинное) самоуправление, свобода печати, религиозная свобода, суд присяжных, независимость судей и т.п.
Основная проблема демократии — чрезмерная централизация государственной власти. Предотвратить установление тирании большинства институциональные гарантии (представительное правление, развитое законодательство, суд присяжных и т.д.), автономия территориальных сегментов общества (местные органы власти) и демократия участия (широкое вовлечение населения в политический процесс через ассоциации и прессу). Форма правления большого значения не имеет, важно наличие представительства.
Особое внимание Токвиль уделяет воспитанию правовой культуры граждан. Его беспокойство вызывали такие проявления правовой культуры, которые приглушали дух свободы (индивидуализм, самоизоляция индивидов, их замыкание в узких рамках личной жизни, отключение от участия в общественных делах и проч.).
Именно во Франции были сформулированы принципы классического либерализма: ценность фундаментальных и неотъемлемых прав и свобод человека, автономия личности, частная собственность — основа индивидуальной свободы, правовое государство как механизм гарантии политической