А) тяготы и лишения, связанные с Северной войной; б) введение новых государственных повинностей и налогов; в) новые налоги и работы «на местные нужды»; г) усиление национального гнета в ряде регионов России; е) введение рекрутских наборов; ж) насильственное привлечение населения на строительство Санкт-Петербурга, каналов, укреплений в других районах страны; з) приписка крестьян к заводам; и) захват земель у местного населения на осваиваемых территориях; к) насильственное насаждение православия на осваиваемых территориях; л) преследование старообрядцев; н) нововведения Петра I в быту (обрезание бород и т.п.).
Прежде всего отметим, что культурное наследие во многом определяется как воплощение традиции, передача которой способствует наделению смыслом прошлого и настоящего. само же понятие «наследие» с древних времен в большей степени было связано с материальной сферой. так, в словаре в. и. даля наследие определяется как «имущество, переходящее по смерти одного владельца к иному, по родству, завещанию или закону»[1] . если обратиться к -культурному толкованию этого понятия, то в языке оно явно несет значение «оставление следа», «нахождение следа», «движение по следу», «наступание на след», «след предков». то, что оставляет свой след на долгие годы, как правило, отличается особой ценностью – эстетической, этической, художественной, духовной. оно вышло за пределы повседневного, обыденного и стало вневременным, общезначимым. даже если речь идет об архитектурном сооружении, фамильном доме, имеющем частный характер, или сохранившемся в веках предмете быта, можно сказать, что их культурная ценность заключена не столько в красоте (хотя и это может стать предметом значимости), сколько в реализме, уникальности и неповторимости «осколков прошлых лет».