Судебная реформа 1550 года. Была принята Иваном IV. По Судебнику 1550 года ограничивалось управление на местах, т.е. наместники или какие-либо другие управляющие не могли принимать участие в судах и правительстве без назначения царя. Это первое. Второе, расширялись права служилых людей. Были пресмотрены отношение феодалов и зависимых людей. Новый закон предоставлял крестьянским общинам право на самоуправление и право свободного перехода, что было немало важно для развития государства. Новый Судебник препятствовал насильному закрепощению крестьян. Вводилась новая система штрафов за бесчестье. А так же изменил правила судебного поединка или "поля".
Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм, при этом обе концепции как отдельные существуют только в постсоветских странах. За рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства, и поэтому ненаучными. Работы зарубежных учёных иногда некорректно называют «антинорманистскими», если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.[1][2][3][4][5]
Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм, при этом обе концепции как отдельные существуют только в постсоветских странах. За рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства, и поэтому ненаучными. Работы зарубежных учёных иногда некорректно называют «антинорманистскими», если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.[1][2][3][4][5]