ян гус родился в 1369 году в городке гуснец в южной чехии. поступил в пражский университет, в 1396 году получил степень магистра искусств и начал читать лекции. через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. почти одновременно начал и проповедническую деятельность.
с 1401 года читал проповеди в костёле св. михаила, а в 1402 году назначен был настоятелем и проповедником частной вифлеемской часовни в старой части праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. в этих проповедях гус не только часто затрагивал повседневную жизнь, что было необычно для того времени, но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. критикуя церковь, он считал себя верным её членом, служащим ей во благо, лишь разоблачающим грехи и вскрывающим недостатки людей.
ещё в середине 1380-х годов в чехии стали распространяться труды реформатора джона уиклифа. под влияние идей уиклифа попал и гус. во время великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.
проповедуя в вифлеемской часовне, гус высказывал мнение, отличное от официальной политики папской курии. ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из священного писания: «если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана.
каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
чтобы распространить свои учения, гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. хорошо известен его латинский труд «orthographia bohemica». именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).
в 1409 году в пражском университете прошла острая дискуссия об учениях уиклифа, среди сторонников уиклифа был и архиепископ праги, пригласивший гуса выступить на заседании синода. сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки гуса.
в 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья гуса: станислав из знойма и стефан палеч, которые позже отказались от своих убеждений.
в 1409 году антипапа александр v издал буллу против гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. проповеди гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. однако власти поддержали гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была вифлеемская часовня. гус отказался выполнить приказ, апеллируя к самому христу.
в 1411 году пражский архиепископ збинек зайиц прямо обвинил гуса в ереси. это обвинение бросило тень на университет и на короля вацлава iv, который оказывал гусу некоторую поддержку. вацлав назвал заявление збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли. збинек бежал в венгрию, но умер в дороге 28 октября 1411.
гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. одиозный антипапа иоанн xxiii наложил на гуса интердикт. чтобы не подвергать интердикту всю прагу, гус, по совету короля вацлава, уехал в южную чехию (вначале в замок кози-градек, а затем в краковец), где местная шляхта не подчинялась решениям папы. там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.
осуждение и казнь
в 1414 году гус был вызван на констанцский собор, имевший целью объединить римскую католическую церковь и прекратить великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. причем германский король сигизмунд люксембургский обещал гусу личную безопасность. однако, когда гус прибыл в констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. в присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) иоанна xxiii и членов собора против гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из пражского университета.
а. в годы существования третьей республики франция начала завоевание алжира и индокитая
б. на исходе xix века франция стала первой страной, где социалист вошёл в состав правительства
в. в 1880 – е годы на политическую жизнь франции оказывали большое влияние громкие коррупционные скандалы, которые пытались использовать в своих целях первые антиреспубликанские силы
г. несмотря на все доказательства невиновности дрейфуса он так и не был официально реабилитирован
д. к концу xix века франция создала обширную колониальную империю, не уступавшей по размерам британской
е. к концу xix века серьезной проблемой политической жизни франции становиться политический терроризм, прежде всего со стороны анархистов.
ответ:
ян гус родился в 1369 году в городке гуснец в южной чехии. поступил в пражский университет, в 1396 году получил степень магистра искусств и начал читать лекции. через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. почти одновременно начал и проповедническую деятельность.
с 1401 года читал проповеди в костёле св. михаила, а в 1402 году назначен был настоятелем и проповедником частной вифлеемской часовни в старой части праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. в этих проповедях гус не только часто затрагивал повседневную жизнь, что было необычно для того времени, но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. критикуя церковь, он считал себя верным её членом, служащим ей во благо, лишь разоблачающим грехи и вскрывающим недостатки людей.
ещё в середине 1380-х годов в чехии стали распространяться труды реформатора джона уиклифа. под влияние идей уиклифа попал и гус. во время великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.
проповедуя в вифлеемской часовне, гус высказывал мнение, отличное от официальной политики папской курии. ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из священного писания: «если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана.
каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
чтобы распространить свои учения, гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. хорошо известен его латинский труд «orthographia bohemica». именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).
в 1409 году в пражском университете прошла острая дискуссия об учениях уиклифа, среди сторонников уиклифа был и архиепископ праги, пригласивший гуса выступить на заседании синода. сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки гуса.
в 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья гуса: станислав из знойма и стефан палеч, которые позже отказались от своих убеждений.
в 1409 году антипапа александр v издал буллу против гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. проповеди гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. однако власти поддержали гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была вифлеемская часовня. гус отказался выполнить приказ, апеллируя к самому христу.
в 1411 году пражский архиепископ збинек зайиц прямо обвинил гуса в ереси. это обвинение бросило тень на университет и на короля вацлава iv, который оказывал гусу некоторую поддержку. вацлав назвал заявление збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли. збинек бежал в венгрию, но умер в дороге 28 октября 1411.
гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. одиозный антипапа иоанн xxiii наложил на гуса интердикт. чтобы не подвергать интердикту всю прагу, гус, по совету короля вацлава, уехал в южную чехию (вначале в замок кози-градек, а затем в краковец), где местная шляхта не подчинялась решениям папы. там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.
осуждение и казнь
в 1414 году гус был вызван на констанцский собор, имевший целью объединить римскую католическую церковь и прекратить великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. причем германский король сигизмунд люксембургский обещал гусу личную безопасность. однако, когда гус прибыл в констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. в присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) иоанна xxiii и членов собора против гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из пражского университета.
ответ:
а. в годы существования третьей республики франция начала завоевание алжира и индокитая
б. на исходе xix века франция стала первой страной, где социалист вошёл в состав правительства
в. в 1880 – е годы на политическую жизнь франции оказывали большое влияние громкие коррупционные скандалы, которые пытались использовать в своих целях первые антиреспубликанские силы
г. несмотря на все доказательства невиновности дрейфуса он так и не был официально реабилитирован
д. к концу xix века франция создала обширную колониальную империю, не уступавшей по размерам британской
е. к концу xix века серьезной проблемой политической жизни франции становиться политический терроризм, прежде всего со стороны анархистов.
объяснение: