Ознайомтеся з текстом та ілюстраціею. Уявіть себе прекрасною дамою/рицарем, яких зображено на мініатюрі, Про які подвиги, чесноти ви могли почути/ розказати? Намалюйте стрічку, яку б ви подарували/прикрілили до шолома. Головним завданням рицаря під час бою було утриматися на коні й тупим кінцем списа вибити про- тивника із cідла. Переможці здо- бували славу й визнання, почесні призи, а також коней і зброю пере- можених. Одніею із традицій рицарського Середньовіччя був культ «прекрас- ної дами. Дама серця була для рицаря втіленням кращих людських чеснот: розуму й доброти, краси та грації. Аби завоювати серце коханої, рицарі здіiйснювали подвиги, складали на її честь вірші та виконували серенади. А на турнірах воя- ки прикріплювали стрічки своеї обраниці до шолома.Проте не ворто ідеалізувати рицарів, Пограбувания селян і купців. зухвалість щодо інших, войовничіеть і неосвіченість були так само притамани рицарям, як і рицарські чесноти. У мирний період феодали часто вдавалися до міжусобних війн. Із виникненням вогнепальної зброї рицаротво як військова сила занепало й залишилось аристокра- тичним станом. У IX-XI ст. постійні війни привел до появи в Европі нового виду оборонних споруд замків, що були одночасно і фортецями, і помеш- каннями феодала.
Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры. История Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Быть может, именно поэтому Рим привлекал наиболее талантливых исследователей.
Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее к духовному творчеству сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности и техники. Все же, что за долгие столетия римского господства в Средиземноморье было сделано в науке, философии, историографии, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков.
Другие исследователи, например, С.Л. Утченко, напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.
Под воздействием этих факторов скалывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценностей, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному “предкам” обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима.
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавалась только политика, война, земледелие, разработка права – гражданского и сакрального, историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима.
Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой обе компонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной и в западной половине империи
Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский), выдающийся русский ученый и поэт XVIII века, родился 9 февраля 1703 г. в Астрахани в семье приходского священника. Первоначальное образование получил из духовных кип в Троицкой школе, по словесным наукам учился у капуцинских монахов на латинском языке. Существует предание, что отец предназначал юношу к духовному званию и намеревался женить его против воли, но Василий бежал за день до свадьбы в Москву и там поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По другим сведениям, он выказал в астраханской школе отличные к учению и был отправлен в 1723 г. в академию в качестве лучшего ученика. Ко времени пребывания его в академии относятся первые стихотворные попытки в силлабическом роде и первые же его драмы, впоследствии утерянные.
В 1726 г. Тредиаковский отправляется за границу, не окончив курса в академии. В Голландии он жил у посланника графа И. Г. Головина и выучился здесь французскому языку, в Париже — у посланника князя А. Б. Куракина. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайнею уже своею бедностью» , он учился в университете математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах. Светскую жизнь французского общества Тредиаковский воспел в многочисленных русских и французских стихах. Кроме основательного знания французского языка Тредиаковский приобрел в Париже обширные знания в области теории словесности и классической литературы, а также выучил итальянский язык. Благодаря университетскому учителю Роллену Тредиаковский мог усвоить идею приоритета национального языка над языком церкви.
Таким образом, в 1730 г. Тредиаковский вернулся в Россию одним из наиболее образованных людей своего времени.
Первое выступление Тредиаковского в печати относится к 1730 г. — сразу же по возращении из Парижа он издает перевод светского романаПоля Тальмона «Езда в остров Любви», снабдив его своим предисловием, в котором доказывает, что светская тема книги — описание любовных похождений — требует не славянского, а простого русского разговорного языка. Во второй части книги Тредиаковский опубликовал собрание своих оригинальных стихотворений, на писанных на русском и французском языках. Книга была посвящена кн. А. Б. Куракину, покровителю поэта в Париже и в России, предоставившему средства для ее издания. Роман «Езда в остров Любви» стал совершенно новым явлением в русской литературе, он имел шумный успех, но вызвал осуждение со стороны церкви. Впоследствии Тредиаковскому еще раз пришлось убедиться в неприязненном отношении к нему российского духовенства: ему отказано было в заграничной стипендии и его готовы были обвинить в атеизме — как изучавшего философию, по которой «выходило якобы Бога нет». В 1732 г. Тредиаковский приезжает из Москвы в Петербург и служит в Академии наук переводчиком. В 1733 г. его окончательно утверждают в этой должности. Обязанностью его было сочинять торжественные речи и стихи, проникнутые неприкрытой лестью. Это были оды на восшествия на престол, на бракосочетания, на победы, на назначение нового президента Академии и т. д.
Лишь в 1745 г., когда Тредиаковский обратился с нием в Сенат и изложил по пунктам свои права на звание академика, императрица Елизавета по докладу Сената пожаловала его в профессоры.
Тредиаковский уделял много времени теории стихосложения, русской словесности в целом, истории русского языка, созданию и упорядочению славянской азбуки, орфографии, морфологии и фонетики русского языка. В некотором смысле он может быть назван первым ученым, исследователем-лингвистом в области славистики.
В 1752 г. поэт выпустил первое и единственное собрание своих сочинений в двух томах — «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою».
В 1759 г. Тредиаковский подал в отставку. Ни его трудолюбие, ни его дарования не были оценены по достоинству современниками.
Рим создал свою цивилизацию,
зиждившуюся на особой
системе ценностей.
Древний Рим. На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры. История Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Быть может, именно поэтому Рим привлекал наиболее талантливых исследователей.
Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру или цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее к духовному творчеству сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности и техники. Все же, что за долгие столетия римского господства в Средиземноморье было сделано в науке, философии, историографии, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков.
Другие исследователи, например, С.Л. Утченко, напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы.
Под воздействием этих факторов скалывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценностей, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному “предкам” обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима.
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавалась только политика, война, земледелие, разработка права – гражданского и сакрального, историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима.
Сближение римской и греческой культур стало особенно интенсивным с установлением империи, когда философские и политические теории, сложившиеся в среде подданных эллинистических царей, стали близки и римлянам. Эта позднеантичная греко-римская культура, в которой обе компонента играли равноправную роль, распространилась и в восточной и в западной половине империи
Василий Тредиаковский (1703—1769)
Василий Кириллович Тредиаковский (Тредьяковский), выдающийся русский ученый и поэт XVIII века, родился 9 февраля 1703 г. в Астрахани в семье приходского священника. Первоначальное образование получил из духовных кип в Троицкой школе, по словесным наукам учился у капуцинских монахов на латинском языке. Существует предание, что отец предназначал юношу к духовному званию и намеревался женить его против воли, но Василий бежал за день до свадьбы в Москву и там поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По другим сведениям, он выказал в астраханской школе отличные к учению и был отправлен в 1723 г. в академию в качестве лучшего ученика. Ко времени пребывания его в академии относятся первые стихотворные попытки в силлабическом роде и первые же его драмы, впоследствии утерянные.
В 1726 г. Тредиаковский отправляется за границу, не окончив курса в академии. В Голландии он жил у посланника графа И. Г. Головина и выучился здесь французскому языку, в Париже — у посланника князя А. Б. Куракина. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайнею уже своею бедностью» , он учился в университете математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах. Светскую жизнь французского общества Тредиаковский воспел в многочисленных русских и французских стихах. Кроме основательного знания французского языка Тредиаковский приобрел в Париже обширные знания в области теории словесности и классической литературы, а также выучил итальянский язык. Благодаря университетскому учителю Роллену Тредиаковский мог усвоить идею приоритета национального языка над языком церкви.
Таким образом, в 1730 г. Тредиаковский вернулся в Россию одним из наиболее образованных людей своего времени.
Первое выступление Тредиаковского в печати относится к 1730 г. — сразу же по возращении из Парижа он издает перевод светского романаПоля Тальмона «Езда в остров Любви», снабдив его своим предисловием, в котором доказывает, что светская тема книги — описание любовных похождений — требует не славянского, а простого русского разговорного языка. Во второй части книги Тредиаковский опубликовал собрание своих оригинальных стихотворений, на писанных на русском и французском языках. Книга была посвящена кн. А. Б. Куракину, покровителю поэта в Париже и в России, предоставившему средства для ее издания. Роман «Езда в остров Любви» стал совершенно новым явлением в русской литературе, он имел шумный успех, но вызвал осуждение со стороны церкви. Впоследствии Тредиаковскому еще раз пришлось убедиться в неприязненном отношении к нему российского духовенства: ему отказано было в заграничной стипендии и его готовы были обвинить в атеизме — как изучавшего философию, по которой «выходило якобы Бога нет». В 1732 г. Тредиаковский приезжает из Москвы в Петербург и служит в Академии наук переводчиком. В 1733 г. его окончательно утверждают в этой должности. Обязанностью его было сочинять торжественные речи и стихи, проникнутые неприкрытой лестью. Это были оды на восшествия на престол, на бракосочетания, на победы, на назначение нового президента Академии и т. д.
Лишь в 1745 г., когда Тредиаковский обратился с нием в Сенат и изложил по пунктам свои права на звание академика, императрица Елизавета по докладу Сената пожаловала его в профессоры.
Тредиаковский уделял много времени теории стихосложения, русской словесности в целом, истории русского языка, созданию и упорядочению славянской азбуки, орфографии, морфологии и фонетики русского языка. В некотором смысле он может быть назван первым ученым, исследователем-лингвистом в области славистики.
В 1752 г. поэт выпустил первое и единственное собрание своих сочинений в двух томах — «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою».
В 1759 г. Тредиаковский подал в отставку. Ни его трудолюбие, ни его дарования не были оценены по достоинству современниками.