одним из достояний казахского народа является суд биев – степных судей. не у всякой нации судьи были в таком почёте, что их мнение оказывалось выше власти правителей. и неспроста золотой век казахского народа пришёлся на время расцвета правосудия биев и торжества законности.
рассматривая сегодня это огромное правовое и духовное наследие, можно утверждать, что суд биев имеет большинство признаков лучших образцов современного правосудия.
главный принцип – справедливость
казахские бии, как правило, объединяли в одном лице поэта и оратора, философа и мудреца, и, конечно, знатока норм обычного права. но главное их достоинство не в их универсальности, а в умении ставить в своей деятельности интересы народа выше всех иных, в том числе и кровных. статус судьи образно выразил знаменитый айтеке би, сказавший о себе: "моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть".
михайло васильевич ломоносов принадлежал к числу тех редких деятелей, которые почти с одинаковым успехом проявили себя как ученые и как служители искусств.
ломоносов был замечательным поэтом. конечно, в наше время стихи его мало читают. «высокий штиль», которым написаны многие его стихотворения, настолько сильно отличается от языка, созданного крыловым, грибоедовым и великим пушкиным, что читать оды и сатирические стихи, написанные ломоносовым, без комментариев трудно. они уже не оказывают непосредственного воздействия на наши чувства, без чего не могут возникать те прекрасные образы и картины, которые представлялись поэту и которые он хотел вызвать в нашем воображении. это верно по отношению к большинству его стихотворений, но не ко всем. есть у ломоносова строки, поэтическую силу которых воспринимает и современный читатель. внимательное, вдумчивое ознакомление современного читателя с произведениями ломоносова приводит к убеждению, что идейное содержание их глубоко и ценно. а если мы перенесемся в россию xviii в., мы должны будем признать, что значение поэзии ломоносова для его времени было огромно. среди стихотворений ломоносова центральное место занимают оды, а среди них так называемые похвальные. больше всего похвальных од посвящено императрице елисавете петровне, дочери петра первого, к которому поэт относился восторженно.
все похвальные оды ломоносова проникнуты горячей любовью к родине и верой в ее прекрасное будущее. неисчислимы природные богатства россии, так думает (вопреки мнениям иностранцев) ломоносов. но для того чтобы сокровища, которые таит в себе земля, были открыты и использованы, необходимо развитие науки:
… требует к тому россия искусством утвержденных рук. сие злату очистит жилу; почувствуют и камни силу тобой восставленных наук.
так пишет ломоносов в оде (1747) на день восшествия на престол елисаветы петровны, едва ли не лучшей и наиболее популярной из его од. в той же оде поэт обращается к юношеству с патриотическим призывом:
о вы, которых ожидает отечество от недр своих и видеть таковых желает, каких зовет от стран чужих, о ваши дни благословенны! дерзайте ныне ободренны раченьем вашим показать. что может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать.
пусть устарело слово «раченье» и чужды нашему слову некоторые формы и обороты этой строфы, но никогда не устареет глубокий смысл этого призыва, дорог он всем поколениям борцов за науку. в другой оде, посвященной елисавете (1750), ломоносов прямо обращается к наукам: к механике, , астрономии, , метеорологии. но и здесь речь идет не о науках вообще, а о той роли, которая предназначена им в россии.
глубокая связь поэтического творчества ломоносова с грядущим, умение великого поэта-патриота так пророчески говорить о судьбах россии и ее народа, жить его грядущим дали основание советскому биографу ломоносова назвать его поэзию «гениальным прорывом в будущее…».
одним из достояний казахского народа является суд биев – степных судей. не у всякой нации судьи были в таком почёте, что их мнение оказывалось выше власти правителей. и неспроста золотой век казахского народа пришёлся на время расцвета правосудия биев и торжества законности.
рассматривая сегодня это огромное правовое и духовное наследие, можно утверждать, что суд биев имеет большинство признаков лучших образцов современного правосудия.
главный принцип – справедливостьказахские бии, как правило, объединяли в одном лице поэта и оратора, философа и мудреца, и, конечно, знатока норм обычного права. но главное их достоинство не в их универсальности, а в умении ставить в своей деятельности интересы народа выше всех иных, в том числе и кровных. статус судьи образно выразил знаменитый айтеке би, сказавший о себе: "моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть".
михайло васильевич ломоносов принадлежал к числу тех редких деятелей, которые почти с одинаковым успехом проявили себя как ученые и как служители искусств.
ломоносов был замечательным поэтом. конечно, в наше время стихи его мало читают. «высокий штиль», которым написаны многие его стихотворения, настолько сильно отличается от языка, созданного крыловым, грибоедовым и великим пушкиным, что читать оды и сатирические стихи, написанные ломоносовым, без комментариев трудно. они уже не оказывают непосредственного воздействия на наши чувства, без чего не могут возникать те прекрасные образы и картины, которые представлялись поэту и которые он хотел вызвать в нашем воображении. это верно по отношению к большинству его стихотворений, но не ко всем. есть у ломоносова строки, поэтическую силу которых воспринимает и современный читатель. внимательное, вдумчивое ознакомление современного читателя с произведениями ломоносова приводит к убеждению, что идейное содержание их глубоко и ценно. а если мы перенесемся в россию xviii в., мы должны будем признать, что значение поэзии ломоносова для его времени было огромно. среди стихотворений ломоносова центральное место занимают оды, а среди них так называемые похвальные. больше всего похвальных од посвящено императрице елисавете петровне, дочери петра первого, к которому поэт относился восторженно.
все похвальные оды ломоносова проникнуты горячей любовью к родине и верой в ее прекрасное будущее. неисчислимы природные богатства россии, так думает (вопреки мнениям иностранцев) ломоносов. но для того чтобы сокровища, которые таит в себе земля, были открыты и использованы, необходимо развитие науки:
… требует к тому россия искусством утвержденных рук. сие злату очистит жилу; почувствуют и камни силу тобой восставленных наук.
так пишет ломоносов в оде (1747) на день восшествия на престол елисаветы петровны, едва ли не лучшей и наиболее популярной из его од. в той же оде поэт обращается к юношеству с патриотическим призывом:
о вы, которых ожидает отечество от недр своих и видеть таковых желает, каких зовет от стран чужих, о ваши дни благословенны! дерзайте ныне ободренны раченьем вашим показать. что может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать.
пусть устарело слово «раченье» и чужды нашему слову некоторые формы и обороты этой строфы, но никогда не устареет глубокий смысл этого призыва, дорог он всем поколениям борцов за науку. в другой оде, посвященной елисавете (1750), ломоносов прямо обращается к наукам: к механике, , астрономии, , метеорологии. но и здесь речь идет не о науках вообще, а о той роли, которая предназначена им в россии.
глубокая связь поэтического творчества ломоносова с грядущим, умение великого поэта-патриота так пророчески говорить о судьбах россии и ее народа, жить его грядущим дали основание советскому биографу ломоносова назвать его поэзию «гениальным прорывом в будущее…».