Параграф 3. Индустриальное общество: Новые проблемы и новые ценности. выписать изменения, произошедшие в аристократии, буржуазии, среднем классе, рабочем классе.
Япония в XVI веке В традиционной японской историографии, принятой и европейской исторической наукой, XVI век делится на две неравные части. Его первые три четверти (до 1573 года) относятся к периоду Асикага, то есть времени, когда у власти находились сегуны из дома Асикага1, правление которых началось еще в 1334 году; последняя четверть XVI столетия обозначается как период Момояма, продолжавшийся до 1615 года, времени окончательного утверждения у кормила власти сегунов из дома Токугава.
На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.
Массовое участие в восстании приняла шляхта, которая добивалась возрождения Речи Посполитой в границах 1772г., что и было его причиной. Наиболее решительно настроенная часть шляхты связывала осуществление своих целей с подготовкой и проведением вооруженного восстания против самодержавия при поддержке крестьян. Сторонников такой тактики действий называли «красными». Часть крупных помещиков – «белые» – надеялась достигнуть названной цели мирным путем без участия крестьянства.
С целью предотвращения участия крестьян в восстании, которое началось в 1863г. в Польше, царское правительство изменило некоторые положения реформы 1861г. и упразднило временнообязанное положение крестьян. Были также уменьшены на 20% выкупные платежи. Это повлияло на участие крестьян в восстании. Среди повстанцев они составили всего 18%.
Руководителем «красных» – шляхетских революционеров в Беларуси был Викентий Константин (Кастусь) Калиновский. К революционной деятельности он приобщился во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись в 1861г. на родину, он создал на Гродненщине революционную организацию. Осенью 1862г. стал председателем Литовскою провинциального комитета в Вильно – центре «красных» в Литве и Беларуси, который возглавил подготовку вооруженного восстания против царских властей.
Большую роль в организации восстания сыграло издание с лета 1862г. К. Калиновским вместе с соратниками первой революционно-демократической газеты в Беларуси «Мужыцкая прауда». Вышло семь ее номеров. К. Калиновский на страницах газеты пропагандировал идею народной крестьянской революции и сформулировал идею демократического народного государства: «...не народ зроблены для урада, а урад для народа». Номера газеты он подписывал псевдонимом «Яська, гаспадар з-пад Вільні».
Отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, разногласия между участниками восстания, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев под руководством виленского генерал-губернатора М. Муравьева привели к их поражению. Осенью 1863г. вооруженная борьба в Беларуси была подавлена. К. Калиновский был арестован. Находясь в тюрьме, он написал и передал на волю три письма, известные под названием «Пісьма з-пад шыбеніцы». Из писем следовало, что К. Калиновский не признавал московское или польское правительство для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за свое право, ... за свою Родину». Уже стоя под виселицей, К. Калиновский после объявления ему смертного приговора, в котором его назвали «дворянином», произнес: «У нас нет дворян – все равные!».
Япония в XVI веке В традиционной японской историографии, принятой и европейской исторической наукой, XVI век делится на две неравные части. Его первые три четверти (до 1573 года) относятся к периоду Асикага, то есть времени, когда у власти находились сегуны из дома Асикага1, правление которых началось еще в 1334 году; последняя четверть XVI столетия обозначается как период Момояма, продолжавшийся до 1615 года, времени окончательного утверждения у кормила власти сегунов из дома Токугава.
На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.
С целью предотвращения участия крестьян в восстании, которое началось в 1863г. в Польше, царское правительство изменило некоторые положения реформы 1861г. и упразднило временнообязанное положение крестьян. Были также уменьшены на 20% выкупные платежи. Это повлияло на участие крестьян в восстании. Среди повстанцев они составили всего 18%.
Руководителем «красных» – шляхетских революционеров в Беларуси был Викентий Константин (Кастусь) Калиновский. К революционной деятельности он приобщился во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета. Вернувшись в 1861г. на родину, он создал на Гродненщине революционную организацию. Осенью 1862г. стал председателем Литовскою провинциального комитета в Вильно – центре «красных» в Литве и Беларуси, который возглавил подготовку вооруженного восстания против царских властей.
Большую роль в организации восстания сыграло издание с лета 1862г. К. Калиновским вместе с соратниками первой революционно-демократической газеты в Беларуси «Мужыцкая прауда». Вышло семь ее номеров. К. Калиновский на страницах газеты пропагандировал идею народной крестьянской революции и сформулировал идею демократического народного государства: «...не народ зроблены для урада, а урад для народа». Номера газеты он подписывал псевдонимом «Яська, гаспадар з-пад Вільні».
Отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, разногласия между участниками восстания, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев под руководством виленского генерал-губернатора М. Муравьева привели к их поражению. Осенью 1863г. вооруженная борьба в Беларуси была подавлена. К. Калиновский был арестован. Находясь в тюрьме, он написал и передал на волю три письма, известные под названием «Пісьма з-пад шыбеніцы». Из писем следовало, что К. Калиновский не признавал московское или польское правительство для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за свое право, ... за свою Родину». Уже стоя под виселицей, К. Калиновский после объявления ему смертного приговора, в котором его назвали «дворянином», произнес: «У нас нет дворян – все равные!».