В стране продолжалось наращивание производственных мощностей. Была построена сеть газопроводов из Западной Сибири в Европейскую часть страны и в Европу. К 1984 г. завершилось строительство Байкало-Амурской магистрали. Военно-промышленный комплекс обеспечил паритет в атомных вооружениях с Западом.
В то же время постоянно ухудшались качественные показатели экономики: росла капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость производимой продукции; падали
отдача от капиталовложений и производительность труда; низким было качество большинства отечественных товаров. Постепенно рос дефицит (нехватка) промышленных и продовольственных товаров. Вокруг распределения ресурсов, товарных потоков сложилась теневая экономика. На предприятиях создавались закрытые для посторонних системы распределения. Большая часть населения довольствовалась тем, что «давали» в длиннейших очередях, «доставали по блату». Население в своих трудовых коллективах, но далеко не во всех, стояло в очередях на квартиру, на машину, на телефон, на место в детском саду, за холодильниками, телевизорами, коврами и т. д. В оплате труда преобладала уравниловка. Для привлечения людей к неквалифицированной, грязной, непрестижной работе занятым физическим трудом (шахтерам, лесорубам, грузчикам и др.) платили в 2-3 раза . больше, чем лицам интеллигентских профессий (инженерам, учителям, врачам, научным работникам), получавшим около 100 рублей.
Брежневское руководство не видело большой нужды в реформах. С 1973 г. начался рост цен на нефть и газ на мировых рынках. СССР как крупнейший поставщик сырья получал десятки миллиардов нефтедолларов. Все необходимое, но отсутствовавшее в стране стало закупаться за границей.
Стабильность для большинства простых советских людей состояла в том, что зарплату и отпускные платили вовремя. Дети ходили в школу, а летом их можно было бесплатно «сбыть» в пионерский лагерь и по льготной профсоюзной путевке (за 10-30% стоимости) поехать отдыхать в санаторий, на море. Советские хоккеисты стабильно становились чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр, а фигуристы занимали почти весь пьедестал почета. Каждый год отмечали советские праздники, ходили на демонстрации, смотрели новогодний «Голубой огонек». Уверенность в завтрашнем дне считалась важным достижением советского строя.
В октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета министров А.Н. Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.
Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.
Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.
Система отторгала все инициативы снизу оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.
Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.
Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.
В 70-е гг. приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.
В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.
Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40%. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.
Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. С другой - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.
Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.
В стране продолжалось наращивание производственных мощностей. Была построена сеть газопроводов из Западной Сибири в Европейскую часть страны и в Европу. К 1984 г. завершилось строительство Байкало-Амурской магистрали. Военно-промышленный комплекс обеспечил паритет в атомных вооружениях с Западом.
В то же время постоянно ухудшались качественные показатели экономики: росла капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость производимой продукции; падали
отдача от капиталовложений и производительность труда; низким было качество большинства отечественных товаров. Постепенно рос дефицит (нехватка) промышленных и продовольственных товаров. Вокруг распределения ресурсов, товарных потоков сложилась теневая экономика. На предприятиях создавались закрытые для посторонних системы распределения. Большая часть населения довольствовалась тем, что «давали» в длиннейших очередях, «доставали по блату». Население в своих трудовых коллективах, но далеко не во всех, стояло в очередях на квартиру, на машину, на телефон, на место в детском саду, за холодильниками, телевизорами, коврами и т. д. В оплате труда преобладала уравниловка. Для привлечения людей к неквалифицированной, грязной, непрестижной работе занятым физическим трудом (шахтерам, лесорубам, грузчикам и др.) платили в 2-3 раза . больше, чем лицам интеллигентских профессий (инженерам, учителям, врачам, научным работникам), получавшим около 100 рублей.
Брежневское руководство не видело большой нужды в реформах. С 1973 г. начался рост цен на нефть и газ на мировых рынках. СССР как крупнейший поставщик сырья получал десятки миллиардов нефтедолларов. Все необходимое, но отсутствовавшее в стране стало закупаться за границей.
Стабильность для большинства простых советских людей состояла в том, что зарплату и отпускные платили вовремя. Дети ходили в школу, а летом их можно было бесплатно «сбыть» в пионерский лагерь и по льготной профсоюзной путевке (за 10-30% стоимости) поехать отдыхать в санаторий, на море. Советские хоккеисты стабильно становились чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр, а фигуристы занимали почти весь пьедестал почета. Каждый год отмечали советские праздники, ходили на демонстрации, смотрели новогодний «Голубой огонек». Уверенность в завтрашнем дне считалась важным достижением советского строя.
Объяснение:
В октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета министров А.Н. Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.
Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.
На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.
В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.
Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.
Система отторгала все инициативы снизу оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.
Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.
Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.
В 70-е гг. приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.
В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.
Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.
В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40%. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.
Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. С другой - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.
Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.