Согласно археологическим и письменным источникам, саки на всей территории Казахстана расселялись в VII–IV вв. до н. э., и в этот период происходит их объединение в крупные племенные союзы. Древнегреческий историк Геродот называет саков «азиатскими скифами». Саками их назвали персы. Этноним «саки» в древнеперсидских источниках означает «могучие мужи». Иранские источники называют саков «турами на быстрых конях». «Самыми искусными стрелками, не пускающими стрел наудачу» называет их греческий автор, живший во II веке до н.э. Сведения о саках содержатся в книге древних иранцев «Авесте». Саки делились на три группы:
1.Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»)
2.Саки-парадарайа («заморские саки»)
3.Саки-хаумаварга («изготавливали хаому)
Типом общественного устройства саков была военная демократия. Во главе племенного союза стоял царь, которого избирали на совете вождей племен. Племенами управляли вожди, избиравшиеся всеми членами племени. Важные государственные дела обсуждались на народном собрании.
Сакское общество состояло из трех социальных групп, каждая из которых имела свой цвет одежды: воины – красный, жрецы – белый, общинники (скотоводы и земледельцы) – желтый и синий. Рабство носило патриархальный характер, рабы в основном использовались в домашнем хозяйстве. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Известны имена сакских цариц Тамирис и Зарины. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.
Алтын адам киімі 4 мыңға жуық алтын әшекейлермен безендірілген. Әшекейлер барыс, бұлан, таутеке, арқар, ат, түрлі құс бейнелерін беретін «хайуанат нақышында» жасалған.
Бас сүйектің сол жағынан жаһұт тастармен әшекейленген алтын сырға табылды. Бас киімі кейінгі қазақ киімі үлгілеріне ұқсас, биік, шошақ төбелі, ұзындығы 70 см шамасында. Мойнында дөңгелек жүзік сияқты алтын алқа, іш көйлегі, көкірегінің тұсы, жеңі алтын тоғалармен өрнектелген, саусағында екі алтын жүзік, камзолы құрастырылмалы ауыр белбеумен буылған. Белбеуге аңға ұқсас бейнелер, 16 тоға жапсырылған, оң жағында қызыл қынапты ұзын семсер, сол жағында алтын пластиналар жапсырылған қынға салынған темір қанжар – ақинақ, шалбар балағы да алтын тоғалармен әшекейленген
Согласно археологическим и письменным источникам, саки на всей территории Казахстана расселялись в VII–IV вв. до н. э., и в этот период происходит их объединение в крупные племенные союзы. Древнегреческий историк Геродот называет саков «азиатскими скифами». Саками их назвали персы. Этноним «саки» в древнеперсидских источниках означает «могучие мужи». Иранские источники называют саков «турами на быстрых конях». «Самыми искусными стрелками, не пускающими стрел наудачу» называет их греческий автор, живший во II веке до н.э. Сведения о саках содержатся в книге древних иранцев «Авесте». Саки делились на три группы:
1.Саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»)
2.Саки-парадарайа («заморские саки»)
3.Саки-хаумаварга («изготавливали хаому)
Типом общественного устройства саков была военная демократия. Во главе племенного союза стоял царь, которого избирали на совете вождей племен. Племенами управляли вожди, избиравшиеся всеми членами племени. Важные государственные дела обсуждались на народном собрании.
Сакское общество состояло из трех социальных групп, каждая из которых имела свой цвет одежды: воины – красный, жрецы – белый, общинники (скотоводы и земледельцы) – желтый и синий. Рабство носило патриархальный характер, рабы в основном использовались в домашнем хозяйстве. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Известны имена сакских цариц Тамирис и Зарины. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве.
Алтын адам киімі 4 мыңға жуық алтын әшекейлермен безендірілген. Әшекейлер барыс, бұлан, таутеке, арқар, ат, түрлі құс бейнелерін беретін «хайуанат нақышында» жасалған.
Бас сүйектің сол жағынан жаһұт тастармен әшекейленген алтын сырға табылды. Бас киімі кейінгі қазақ киімі үлгілеріне ұқсас, биік, шошақ төбелі, ұзындығы 70 см шамасында. Мойнында дөңгелек жүзік сияқты алтын алқа, іш көйлегі, көкірегінің тұсы, жеңі алтын тоғалармен өрнектелген, саусағында екі алтын жүзік, камзолы құрастырылмалы ауыр белбеумен буылған. Белбеуге аңға ұқсас бейнелер, 16 тоға жапсырылған, оң жағында қызыл қынапты ұзын семсер, сол жағында алтын пластиналар жапсырылған қынға салынған темір қанжар – ақинақ, шалбар балағы да алтын тоғалармен әшекейленген