Письменно дай развернутые и аргументированные ответы на следующие вопросы:
Почему в средневековом обществе возникла потребность в университетском образовании?
Как университетское образование перевернуло представления средневекового человека? Приведи 1–2 примера.
В чём для средневекового человека мог заключаться смысл поговорки «Городской воздух делает свободным», на твой взгляд?
Классический сонатно-симфонический цикл
Характерные черты:
Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие).
Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).
Цельное развитие.
Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).
Каждая часть сменяется контрастной.
Строение
А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.
Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:
1 часть «Человек действующий»;
2 часть «Человек размышляющий»;
3 часть «Человек играющий»;
4 часть «Человек в обществе».
Сонатная форма
Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.
Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:
завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта) ;
развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их) ;
развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).
Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:
экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;
разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;
репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.
Состав и применение сонатной формы
Сфера использования:
Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.
Симфоническая пьеса или увертюра.
Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.
Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора) ; Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).
Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.
Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.
Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).
Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.