ыдающийся казахский поэт, просветитель, мыслитель АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904) занимает особое место в истории общественно-философской мысли Казахстана. Это объясняется не только тем, что Абай был гениальным поэтом казахского народа, родоначальником письменной казахской литературы, создателем литературного казахского языка, но и потому, что он является самой крупной фигурой в истории казахской культуры дореволюционной эпохи.
Абай родился в Чингизских горах современной Семипалатинской области, в кочевьях племени Тобыкты. Это был один из районов Казахстана, рано попавших под влияние России. Еще до добровольного принятия казахами русского подданства в 1718 г., спустя два года после основания Омской крепости (1716 г.), полковником Ступиным была основана Семипалатинская крепость, преобразованная в 1782 г. в город.
Отец Абая Кунанбаева был представителем казахской феодальной знати, занимавший в местной администрации должность старшего султана. Типичный казахский феодал, Кунанбай ретиво защищал привилегии своего класса, дедовские обычаи и порядки, высокомерно и презрительно смотрел на простой народ. Он стремился воспитать из сыновей феодалов, которые займут его место, и, будучи глубоко верующим человеком, обучал своих детей в мусульманской духовной школе.
Десятилетний Абай также был отдан в школу-медресе семипалатинского имама Ахмеда-Ризы. Обучение в медресе основывалось на схоластике, механической зубрежке малопонятных религиозных арабских текстов, слепом повиновении воле духовных лиц; здесь царил дух религиозного фанатизма. Находясь в этой среде, юный Абай не мог не испытать ее определенного воздействия. Правда, медресе давало возможность своим питомцам познакомиться и с произведениями восточной классики. Здесь Абай, будучи еще подростком, прочел сочинения Фирдоуси, Физули, Навои, Саагди и др. Но классическая поэзия Востока не оказала решающего влияния на формирование мировоззрения поэта.
В Семипалатинске Абай, по-видимому, общался с русскими, знакомился с их бытом, культурой, начал сознавать их превосходство перед кочевой жизнью казахов, а также понял бесполезность схоластического обучения в медресе. На этой почве усиливался у него интерес к русской науке и культуре. Будучи учащимся Семипалатинской мусульманской духовной школы, Абай самовольно поступил в русскую приходскую школу. Подобный поступок был в то время из ряда вон выходящим.
Однако самовластный Кунанбай, считая образование Абая, полученное им в течение 5 лет в медресе, достаточным, оторвал сына от учебы. Видя его отец решил постепенно научить Абая разбору споров, всевозможных тяжебных дел в казахских аулах, чтобы сделать из него в будущем знаменитого бия.
ыдающийся казахский поэт, просветитель, мыслитель АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904) занимает особое место в истории общественно-философской мысли Казахстана. Это объясняется не только тем, что Абай был гениальным поэтом казахского народа, родоначальником письменной казахской литературы, создателем литературного казахского языка, но и потому, что он является самой крупной фигурой в истории казахской культуры дореволюционной эпохи.
Абай родился в Чингизских горах современной Семипалатинской области, в кочевьях племени Тобыкты. Это был один из районов Казахстана, рано попавших под влияние России. Еще до добровольного принятия казахами русского подданства в 1718 г., спустя два года после основания Омской крепости (1716 г.), полковником Ступиным была основана Семипалатинская крепость, преобразованная в 1782 г. в город.
Отец Абая Кунанбаева был представителем казахской феодальной знати, занимавший в местной администрации должность старшего султана. Типичный казахский феодал, Кунанбай ретиво защищал привилегии своего класса, дедовские обычаи и порядки, высокомерно и презрительно смотрел на простой народ. Он стремился воспитать из сыновей феодалов, которые займут его место, и, будучи глубоко верующим человеком, обучал своих детей в мусульманской духовной школе.
Десятилетний Абай также был отдан в школу-медресе семипалатинского имама Ахмеда-Ризы. Обучение в медресе основывалось на схоластике, механической зубрежке малопонятных религиозных арабских текстов, слепом повиновении воле духовных лиц; здесь царил дух религиозного фанатизма. Находясь в этой среде, юный Абай не мог не испытать ее определенного воздействия. Правда, медресе давало возможность своим питомцам познакомиться и с произведениями восточной классики. Здесь Абай, будучи еще подростком, прочел сочинения Фирдоуси, Физули, Навои, Саагди и др. Но классическая поэзия Востока не оказала решающего влияния на формирование мировоззрения поэта.
В Семипалатинске Абай, по-видимому, общался с русскими, знакомился с их бытом, культурой, начал сознавать их превосходство перед кочевой жизнью казахов, а также понял бесполезность схоластического обучения в медресе. На этой почве усиливался у него интерес к русской науке и культуре. Будучи учащимся Семипалатинской мусульманской духовной школы, Абай самовольно поступил в русскую приходскую школу. Подобный поступок был в то время из ряда вон выходящим.
Однако самовластный Кунанбай, считая образование Абая, полученное им в течение 5 лет в медресе, достаточным, оторвал сына от учебы. Видя его отец решил постепенно научить Абая разбору споров, всевозможных тяжебных дел в казахских аулах, чтобы сделать из него в будущем знаменитого бия.
из-за отца
Объяснение: