Основные черты римской культуры периода республики
В отличие от Афин Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания в качестве города-государства. Об этой эпохе его культурного развития мы знаем в основном лишь из сообщений позднейших авторов, рассматривавших своего родного города под неким определенным углом зрепия и стремившихся доказать, что Рим достиг господства сперва над Италией, а затем и над остальными подчиненными им странами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужеству, дисциплинированности, воздержанности, свободолюбию, высокому понятию о долге, уважению к божеским и человеческим законам, а главное — беззаветной преданности отечеству, ради которого граждане не щадили ни трудов, ни детей, ни жизни. Целая галерея иллюстрирующих этот идеал образов украшала раннюю римскую историю: основатель республики и первый консул Луций Юний Брут, осудивший на смерть своих сыновей, замешанных в заговоре в пользу изгнанного царя Тарквиния; Муций Сцевола, пробравшийся в лагерь осаждавшего Рим этрусского царя Порсены с целью его убить и, будучи пойманным, сжегший на костре руку в доказательство стойкости римлян, и др.
После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское, теряют независимость и входят в состав Литвы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, для которой характерны самостоятельные княжества-земли. Вместе с ней исчезает и древнерусская народность.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси складывается русская народность; на тех землях, которые вошли в состав Литвы и Польши, — украинская и белорусская; т.е. нашествие монголо-татар распаду ранне-средневековой этнической общности.
Одни исследователи утверждают, что иноземное вторжение дало толчок к созданию единого русского (Московского) государства, но в то же время оно задерживало культурное развитие Руси. Другая группа исследователей оценивает влияние вторжения монголо-татар на жизнь древнерусского общества как незначительное. Третьи придерживаются промежуточной позиции и расценивают образование единого государства — не благодаря, а вопреки Орде.
Значительное влияние нашествие оказало на экономику.
Во-первых, ордынские походы разоряли земли, наиболее сильный ущерб понесли города — из 74 были разорены 49. В упадок пришло ремесленное производство.
Во-вторых, завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов.
Орда оказала влияние на политическую жизнь Руси. Она сеяла раздор между русскими землями, что вело к их ослаблению. Для этого даже формировались новые княжества, делились территории страны. После вторжения иноземцев Киев потерял статус столицы Руси. В плачевном состоянии оказались Черниговская и Смоленские земли, которые ранее играли видную роль. В итоге в XIV—XV вв. западные и южные русские княжества вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши.
Происходили и структурные изменения. До нашествия монголо-татар феодальные отношения развивались от преобладания государственных форм к усилению вотчинных. После вторжения этот процесс замедляется. В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси все еще продолжалось феодальное дробление. Но во второй половине XIV в. начинается объединение ее территорий около Москвы. В первое время после нашествия монголо-татар летописцы перестали интересоваться делами соседних княжеств, но после объединения их вокруг Москвы начали появляться своды, в которых описывалась история всей Руси с древних времен.
Из произведений XIII—XV вв. наиболее яркими являются «Повесть о гибели в Орде князя Михаила Тверского», «Житие Александра Невского», жизнеописание Сергия Радонежского и др. Среди русских художников того времени наиболее известны Феофан Грек, который расписал храмы Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода; Андрей Рублев; Дионисий. Символом образования нового российского государства стало сооружение Московского Кремля. Его строительством занимались итальянские мастера. Были воздвигнуты новые мощные стены, Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский, Благовещенский соборы и др
Основные черты римской культуры периода республики
В отличие от Афин Рим не создал высокой культуры в период своего становления и процветания в качестве города-государства. Об этой эпохе его культурного развития мы знаем в основном лишь из сообщений позднейших авторов, рассматривавших своего родного города под неким определенным углом зрепия и стремившихся доказать, что Рим достиг господства сперва над Италией, а затем и над остальными подчиненными им странами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужеству, дисциплинированности, воздержанности, свободолюбию, высокому понятию о долге, уважению к божеским и человеческим законам, а главное — беззаветной преданности отечеству, ради которого граждане не щадили ни трудов, ни детей, ни жизни. Целая галерея иллюстрирующих этот идеал образов украшала раннюю римскую историю: основатель республики и первый консул Луций Юний Брут, осудивший на смерть своих сыновей, замешанных в заговоре в пользу изгнанного царя Тарквиния; Муций Сцевола, пробравшийся в лагерь осаждавшего Рим этрусского царя Порсены с целью его убить и, будучи пойманным, сжегший на костре руку в доказательство стойкости римлян, и др.
Объяснение:
После нашествия монголо-татар такие сильные княжества, как Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское, теряют независимость и входят в состав Литвы и Польши. Другими словами, перестает существовать политическая структура, для которой характерны самостоятельные княжества-земли. Вместе с ней исчезает и древнерусская народность.
В Северо-Восточной и Северо-Западной Руси складывается русская народность; на тех землях, которые вошли в состав Литвы и Польши, — украинская и белорусская; т.е. нашествие монголо-татар распаду ранне-средневековой этнической общности.
Одни исследователи утверждают, что иноземное вторжение дало толчок к созданию единого русского (Московского) государства, но в то же время оно задерживало культурное развитие Руси. Другая группа исследователей оценивает влияние вторжения монголо-татар на жизнь древнерусского общества как незначительное. Третьи придерживаются промежуточной позиции и расценивают образование единого государства — не благодаря, а вопреки Орде.
Значительное влияние нашествие оказало на экономику.
Во-первых, ордынские походы разоряли земли, наиболее сильный ущерб понесли города — из 74 были разорены 49. В упадок пришло ремесленное производство.
Во-вторых, завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов.
Орда оказала влияние на политическую жизнь Руси. Она сеяла раздор между русскими землями, что вело к их ослаблению. Для этого даже формировались новые княжества, делились территории страны. После вторжения иноземцев Киев потерял статус столицы Руси. В плачевном состоянии оказались Черниговская и Смоленские земли, которые ранее играли видную роль. В итоге в XIV—XV вв. западные и южные русские княжества вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши.
Происходили и структурные изменения. До нашествия монголо-татар феодальные отношения развивались от преобладания государственных форм к усилению вотчинных. После вторжения этот процесс замедляется. В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси все еще продолжалось феодальное дробление. Но во второй половине XIV в. начинается объединение ее территорий около Москвы. В первое время после нашествия монголо-татар летописцы перестали интересоваться делами соседних княжеств, но после объединения их вокруг Москвы начали появляться своды, в которых описывалась история всей Руси с древних времен.
Из произведений XIII—XV вв. наиболее яркими являются «Повесть о гибели в Орде князя Михаила Тверского», «Житие Александра Невского», жизнеописание Сергия Радонежского и др. Среди русских художников того времени наиболее известны Феофан Грек, который расписал храмы Великого Новгорода, Москвы, Нижнего Новгорода; Андрей Рублев; Дионисий. Символом образования нового российского государства стало сооружение Московского Кремля. Его строительством занимались итальянские мастера. Были воздвигнуты новые мощные стены, Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский, Благовещенский соборы и др