Поміркуйте, що дає підстави для запропонованого нижче висновку. «Результатом політики "зміцнення польськості на кресах" було тотальне відчуження українців від польської держави. Замість того, щоб наблизити українців до себе, наочно демонструючи їм переваги демократії, і спонукати до активної творчої ролі у державному житті, польський уряд постійно застосовував репресії» (сучасний український історик Я. Грицак).
• Уяснить, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления, узнать о появлении и задачах Боярской думы, Дворца, церковного собора, казны, складывании местного управления, о начале закрепощения крестьян – введении Юрьева дня.
формированию умения извлекать исторические знания из различных информационных средств: исторического документа, карты, схемы, репродукций художественных картин.
• Развивать историческое рефлексивное мышление через оценку информации, высказывание собственной точки зрения на события, поступки исторических деятелей с опорой на субъективный опыт.
воспитанию активных качеств личности брать ответственность на себя, развитию коммуникативных умений («давать совет») I. Подведение учащихся к формулировке темы урока и совместному определению его задач:
«Вспомните, на уроке мы узнали о завершении образования единого по территории государства. Но другой стороной этого процесса явилось формирование системы управления страной из одного центра. Вы уже догадались, что тема урока: «Складывание централизованного государства». Чтобы нам определить задачи урока, вспомните признаки государства. (Учащиеся называют: единая территория, аппарат управления, законы, налоги, войско)
«Было ли это в России в 15 веке при Иване III?»
(учитель обращает внимание детей на карту «Россия во второй половине XV-началеXVIвека», (СЛАЙД №1), делают вывод о складывании территории и объединении значительного количества земель) Как управлять такой большой территорией, как удержать Ивану III власть, что нужно изменить для этого в государстве?»
II. Изучение нового материала:
СЛАЙД №2
1.Возвышение великокняжеской власти. (СЛАЙД №3)
• Как в 15 веке стали называть великого князя? (Великий князь государь всея Руси)
• Чем его власть отличается от власти прежних князей? (Распространялась на всю страну, не «первый среди равных», а выше их)
• Вспомните, как Иван III пытался подчеркнуть свое особое положение? (женитьба на Софье Палеолог)
• В чем вы видите политический смысл женитьбы на Софье Палеолог?
• Какой герб появился в государстве? Почему у орла две головы?
• Какие символы верховной власти появились?
Окружил себя пышным двором
Не только пышной жизни ради,
Но чтоб в Европе короли,
Чтоб Мухаммед, султан в Царьграде,
И папа римский знать могли,
Что Русь, доступная когда-то
Вторженьям варваров-врагов,
Объяснение:
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».
Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».
Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.
Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.
Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.
Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов.
Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».
История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.
Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.