Члени «руської трійці» «ходили в народ », записували народні пісні, оповіді, приказки та вислови. гуртківці бачили свою мету в збиранні фольклору, поширенні освіти, доступних науково — популярних праць, написанні та виданні близьких народові творів. усе це робилося задля високої ідеї національного відродження в галичині. цікаву подорож галичиною та буковиною здійснив я. головацький. закарпаттям подорожував і. вагилевич, який проводив агітаційну роботу серед селян, закликаючи їх боротися за свої права. за це його заарештували і заборонили з'являтися на закарпатті.
+4 в северо-восточной руси процесс собирания земель возглавило великое княжество московское, вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с великим княжеством тверским и другими cоседними княжествами и ставшее основой централизованного государства. московское княжество в середине xv в. состояло из княжеств: ростовского, суздальского, ярославского, новгородского, псковского, тверского, смоленского, рязанского и других земель. основные слои населения московского княжества в xv в. и их занятия: наверху социальной лестницы княжеств в xiv-xv вв. стояли бояре и вольные слуги. они служили своим князьям по добровольному соглашению и могли переходить от одного князя к другому. эти бояре и вольные слуги были, как правило, землевладельцы-«вотчинники». они получали от князей «жалованные» грамоты, согласно которым они сами должны были «ведать и судить» население, жившее в их вотчинах; однако право вотчинного суда ограничивалось обычно существенной оговоркой: серьезные преступления – убийство, грабеж и кража «с поличным» – принадлежали суду княжеской администрации. князья в xiv-xv вв. имели свое обширное и сложное дворцовое хозяйство. все земли княжества, которые не принадлежали на вотчинном праве боярам, вольным слугам или церковным учреждениям, считались принадлежавшими князю. население дворцовых имений - это слуги подворские, крестьяне и челядь невольная. часть «слуг подворских» несла также и военную службу своему князю. крестьяне в xiv-xv вв. жили или на землях частных владельцев. посадские люди – городское население, занимались ремеслом. служители церкви – отправление религиозной службы, владели землями (монастыри) и также занимались хозяйством.