Россией управлять несложно, но совершенно бесполезно», — эту фразу приписывают царю-освободителю Александру II, однако его Великие реформы полностью изменили облик нашей страны. Действительно ли эти либеральные преобразования невольно подготовил его консервативный предшественник Николай I и как их продвижению помешали восстание в Польше и война с Турцией? Мог ли император-реформатор отречься от престола и дать России конституцию? Корректно ли реформы Александра II сравнивать с горбачевской перестройкой? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, старший научный сотрудник Принстонского университета (США) Игорь Христофоров.
Воспитание старшего сына и наследника Николай I, конечно, организовал таким образом, чтобы у него не могло появиться никаких либеральных мыслей. Впрочем, бунтарский дух был совершенно чужд характеру цесаревича Александра Николаевича, и он старался всегда следовать в фарватере политики отца. Но надо понимать, что граница между реформами и реакцией в то время вообще была довольно условна. Тот же Николай I в первые годы своего царствования искренне хотел провести в России масштабные преобразования. Другое дело, что речь шла исключительно о бюрократических методах реформирования общества — сверху, без участия самого этого общества. Теорию общественного договора, считавшуюся тогда в Европе нормой, император, разумеется, категорически отвергал и воспринимал как несуразную ересь.
Хотя его сын в целом разделял это убеждение, он принадлежал уже к другому поколению и был более открыт для диалога с обществом, под которым тогда понимали достаточно узкий слой образованной элиты. Кстати, представитель этой элиты поэт Василий Жуковский был одним из воспитателей цесаревича и сыграл немалую роль в формировании его мировоззрения. Но все же резко противопоставлять взгляды Александра II убеждениям его отца я бы не стал.
Получается, что Александр II воспитывался как охранитель и продолжатель политики отца. Что заставило его измениться и стать реформатором?
На реформаторский регистр Александра II вынудило переключиться трезвое и прагматичное понимание того, что Россия не может сохранить свой статус великой державы без глубоких перемен в экономике и системе управления. Николаевская система полностью исчерпала свой потенциал и ко времени восшествия Александра II на престол вызывала всеобщую ненависть и безоговорочное осуждение.
В течение почти тридцати лет администрация каждого нового президента США безуспешно пытается выработать политику в отношении России. Все это время российско-американские отношения развивались по привычной схеме «подъем — спад»: каждая новая администрация недовольна существующими отношениями и обещает их улучшить. Политика пересматривается с целью улучшения отношений, развития партнерства, но на этом пути возникают препятствия, и надежды скоро сменяются разочарованием. В результате к концу президентского срока отношения оказываются хуже, чем когда-либо после окончания холодной войны.
Действия России, нередко нарушающие существующие договоренности, возлагают на нее бóльшую часть ответственности за ухудшение отношений. Однако американская политика чаще всего упускает из виду следующие факторы: историю России, ее культуру, географию и соображения безопасности, — как они видятся из Москвы. Политика администрации всех президентов США за последние тридцать лет была по-своему нереалистичной и развалу отношений. Особенно бросаются в глаза два аспекта.
США не желают видеть Россию такой, как она есть, и стараются изменить ее политическую систему. Кремль сопротивляется попыткам насаждения демократии в России и в соседних странах, воспринимая это как угрозу внутренней стабильности.
НАТО рассматривает США как единственную законную организацию, отвечающую за безопасность в Европе и Евразии, и расширяет евроатлантическую систему безопасности в евразийское что в глазах Москвы угрожает безопасности страны.
На отношения двух держав в последние тридцать лет отрицательно влияли и другие особенности политики США на российском направлении. Например, Вашингтону свойственно брать на себя непомерные обязательства. Политическое руководство США не раз переоценивало свои возможности влиять на ход событий в России и на решения Кремля. При этом американские интересы были сформулированы слишком широко, без разделения на ключевые и второстепенные, без расстановки приоритетов. Когда Москва выражала протест, Вашингтон настаивал на своем праве и обязанности поучать Россию и ее соседей в решении внутренних во вместо того чтобы прислушаться к возражениям российской стороны.
Напрашивается вывод: менее амбициозный подход США к отношениям с Россией и странами бывшего СССР мог бы сделать российско-американские отношения более продуктивными.
Изменить траекторию российско-американских отношений будет не Образ России, сложившийся в США, крайне негативный — возможностей для сотрудничества, вероятно, будет мало даже там, где интересы Вашингтона и Москвы пересекаются. Тем не менее Россия — чрезвычайно важная страна для США, и американскому руководству необходимо выработать реалистичный подход к ней — даже если он не приведет к улучшению положения дел или решению существующих проблем. Эта задача особенно сложна потому, что обе страны придерживаются своего курса в отношении друг друга и отказаться от него им будет очень нелегко.
Российские лидеры видят свою страну великой державой, которая сама контролирует свой путь. Они:
не принимают американское первенство и стремятся к переходу от однополярного мира к многополярному;
отвергают политику США по насаждению демократии, называя ее предлогом для смены режимов на проамериканские;
настаивают на своем праве иметь сферу влияния и пресекают все, что кажется американским вмешательством;
играют на антиамериканских настроениях для усиления своих внутриполитических позиций.
После холодной войны в США сложился консенсус относительно первенства этой страны в мире, отрицания права других стран на сферы влияния и курса на рас демократии. В нынешнем политическом климате Соединенных Штатов, когда Россию считают виновницей многих проблем в мире, изменить этот консенсус будет весьма не Чтобы выйти из этого тупика, Соединенным Штатам придется — со своей стороны — внести несколько ключевых изменений в отношения с Россией, в том числе:
определить внешнеполитические приоритеты США по отношению к России, делая упор на главных сферах — ядерной программе и стратегической стабильности;
оставить внутриполитическое устройство России на усмотрение самих россиян;
приостановить расширение НАТО на восток и вернуться к ключевой миссии альянса — коллективной безопасности его членов;
Россией управлять несложно, но совершенно бесполезно», — эту фразу приписывают царю-освободителю Александру II, однако его Великие реформы полностью изменили облик нашей страны. Действительно ли эти либеральные преобразования невольно подготовил его консервативный предшественник Николай I и как их продвижению помешали восстание в Польше и война с Турцией? Мог ли император-реформатор отречься от престола и дать России конституцию? Корректно ли реформы Александра II сравнивать с горбачевской перестройкой? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, старший научный сотрудник Принстонского университета (США) Игорь Христофоров.
Воспитание старшего сына и наследника Николай I, конечно, организовал таким образом, чтобы у него не могло появиться никаких либеральных мыслей. Впрочем, бунтарский дух был совершенно чужд характеру цесаревича Александра Николаевича, и он старался всегда следовать в фарватере политики отца. Но надо понимать, что граница между реформами и реакцией в то время вообще была довольно условна. Тот же Николай I в первые годы своего царствования искренне хотел провести в России масштабные преобразования. Другое дело, что речь шла исключительно о бюрократических методах реформирования общества — сверху, без участия самого этого общества. Теорию общественного договора, считавшуюся тогда в Европе нормой, император, разумеется, категорически отвергал и воспринимал как несуразную ересь.
Хотя его сын в целом разделял это убеждение, он принадлежал уже к другому поколению и был более открыт для диалога с обществом, под которым тогда понимали достаточно узкий слой образованной элиты. Кстати, представитель этой элиты поэт Василий Жуковский был одним из воспитателей цесаревича и сыграл немалую роль в формировании его мировоззрения. Но все же резко противопоставлять взгляды Александра II убеждениям его отца я бы не стал.
Получается, что Александр II воспитывался как охранитель и продолжатель политики отца. Что заставило его измениться и стать реформатором?
На реформаторский регистр Александра II вынудило переключиться трезвое и прагматичное понимание того, что Россия не может сохранить свой статус великой державы без глубоких перемен в экономике и системе управления. Николаевская система полностью исчерпала свой потенциал и ко времени восшествия Александра II на престол вызывала всеобщую ненависть и безоговорочное осуждение.
В течение почти тридцати лет администрация каждого нового президента США безуспешно пытается выработать политику в отношении России. Все это время российско-американские отношения развивались по привычной схеме «подъем — спад»: каждая новая администрация недовольна существующими отношениями и обещает их улучшить. Политика пересматривается с целью улучшения отношений, развития партнерства, но на этом пути возникают препятствия, и надежды скоро сменяются разочарованием. В результате к концу президентского срока отношения оказываются хуже, чем когда-либо после окончания холодной войны.
Действия России, нередко нарушающие существующие договоренности, возлагают на нее бóльшую часть ответственности за ухудшение отношений. Однако американская политика чаще всего упускает из виду следующие факторы: историю России, ее культуру, географию и соображения безопасности, — как они видятся из Москвы. Политика администрации всех президентов США за последние тридцать лет была по-своему нереалистичной и развалу отношений. Особенно бросаются в глаза два аспекта.
США не желают видеть Россию такой, как она есть, и стараются изменить ее политическую систему. Кремль сопротивляется попыткам насаждения демократии в России и в соседних странах, воспринимая это как угрозу внутренней стабильности.
НАТО рассматривает США как единственную законную организацию, отвечающую за безопасность в Европе и Евразии, и расширяет евроатлантическую систему безопасности в евразийское что в глазах Москвы угрожает безопасности страны.
На отношения двух держав в последние тридцать лет отрицательно влияли и другие особенности политики США на российском направлении. Например, Вашингтону свойственно брать на себя непомерные обязательства. Политическое руководство США не раз переоценивало свои возможности влиять на ход событий в России и на решения Кремля. При этом американские интересы были сформулированы слишком широко, без разделения на ключевые и второстепенные, без расстановки приоритетов. Когда Москва выражала протест, Вашингтон настаивал на своем праве и обязанности поучать Россию и ее соседей в решении внутренних во вместо того чтобы прислушаться к возражениям российской стороны.
Напрашивается вывод: менее амбициозный подход США к отношениям с Россией и странами бывшего СССР мог бы сделать российско-американские отношения более продуктивными.
Изменить траекторию российско-американских отношений будет не Образ России, сложившийся в США, крайне негативный — возможностей для сотрудничества, вероятно, будет мало даже там, где интересы Вашингтона и Москвы пересекаются. Тем не менее Россия — чрезвычайно важная страна для США, и американскому руководству необходимо выработать реалистичный подход к ней — даже если он не приведет к улучшению положения дел или решению существующих проблем. Эта задача особенно сложна потому, что обе страны придерживаются своего курса в отношении друг друга и отказаться от него им будет очень нелегко.
Российские лидеры видят свою страну великой державой, которая сама контролирует свой путь. Они:
не принимают американское первенство и стремятся к переходу от однополярного мира к многополярному;
отвергают политику США по насаждению демократии, называя ее предлогом для смены режимов на проамериканские;
настаивают на своем праве иметь сферу влияния и пресекают все, что кажется американским вмешательством;
играют на антиамериканских настроениях для усиления своих внутриполитических позиций.
После холодной войны в США сложился консенсус относительно первенства этой страны в мире, отрицания права других стран на сферы влияния и курса на рас демократии. В нынешнем политическом климате Соединенных Штатов, когда Россию считают виновницей многих проблем в мире, изменить этот консенсус будет весьма не Чтобы выйти из этого тупика, Соединенным Штатам придется — со своей стороны — внести несколько ключевых изменений в отношения с Россией, в том числе:
определить внешнеполитические приоритеты США по отношению к России, делая упор на главных сферах — ядерной программе и стратегической стабильности;
оставить внутриполитическое устройство России на усмотрение самих россиян;
приостановить расширение НАТО на восток и вернуться к ключевой миссии альянса — коллективной безопасности его членов;