В то время крестьяне делились на тех, кто попал под зависимость от феодалов ( владельцев земель) и на тех, кто не имель владельца. Первые платили подати и оброк владельцу, вторыю - князю. В основном в 16 веке, крестяне были свободным и полноправным классом, закон признавал за ними все права, и права на вледении ими землей. ( землей владели, как правило крестьянски общины, наделявшие своих членов пахотной землей). Во второй половине 16 века положение крестьян ухудшилось и к концу века стало крайне тяжелым. Начиная с Ивана III, государи стали отбирать земли в руки правительства и раздавать своим служилым людям, которые требовали подати и себе. Кроме того, там, где проходили военные действия, которые сопровождались грабежами и разбоем, целые области становились похожими на пустыни. Кроме голода и болезней, на крестьян невыносимым бременем легли повинности и подати. Богатые землевладельцы, пользовавшиеся своей безнаказанностью, обирали крестья "под чистую". Крестьянское хозяйство расстроилось. Многие крестьяне, чтобы выжить и избежать податей на землю, решали стать безземельными, батраками. Появилось бродяжничество. И в конце 16 века был принят неслыханный закон - прикрепление свободных крестьян к земле. Те, кто переходил с одной земли на другую были объявлеными "беглыми". Владельцы земель стали смотреть на крестьян , как на свою собственность.
Норманская теория-направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Киевской Руси. Сторонниками теории являются: Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев. Норманская теория была выдвинута Г.Байером и Г.Миллером в середине XVIII века при Анне Иоанновне. Они обратились к записям из "Повести временных лет", где было написано, что что в 862 году для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с занять княжеский престол. Собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями:"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами" (из "Повести временных лет"). Трёх варягов, братьев-Рюрика, Синеуса и Трувора призвали на Русь в качестве князей. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора и вовсе не существовало. А немецкие ученые доказывали, что образование государственности у славян-заслуга норманнов (варягов), подчеркивая то, что славяне были "дикими" и "отсталыми". Против этой теории активно выступали М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский, Б.А.Рыбаков. Противники Норманской теории (антинорманисты) признают, что в основе этой легенды лежит реальный факт того, что Рюрик действительно начал княжить в Новогороде и положил начало династии Рюриковичей. Но т.к. сами варяги ославянились (возьмем к примеру тот факт, что уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав), то они не могли оказать какое-либо влияние на политические или социально-экономические процессы у славян.
В основном в 16 веке, крестяне были свободным и полноправным классом, закон признавал за ними все права, и права на вледении ими землей. ( землей владели, как правило крестьянски общины, наделявшие своих членов пахотной землей).
Во второй половине 16 века положение крестьян ухудшилось и к концу века стало крайне тяжелым.
Начиная с Ивана III, государи стали отбирать земли в руки правительства и раздавать своим служилым людям, которые требовали подати и себе.
Кроме того, там, где проходили военные действия, которые сопровождались грабежами и разбоем, целые области становились похожими на пустыни. Кроме голода и болезней, на крестьян невыносимым бременем легли повинности и подати. Богатые землевладельцы, пользовавшиеся своей безнаказанностью, обирали крестья "под чистую". Крестьянское хозяйство расстроилось.
Многие крестьяне, чтобы выжить и избежать податей на землю, решали стать безземельными, батраками. Появилось бродяжничество.
И в конце 16 века был принят неслыханный закон - прикрепление свободных крестьян к земле. Те, кто переходил с одной земли на другую были объявлеными "беглыми". Владельцы земель стали смотреть на крестьян , как на свою собственность.
Сторонниками теории являются: Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев.
Норманская теория была выдвинута Г.Байером и Г.Миллером в середине XVIII века при Анне Иоанновне. Они обратились к записям из "Повести временных лет", где было написано, что что в 862 году для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с занять княжеский престол. Собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями:"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами" (из "Повести временных лет"). Трёх варягов, братьев-Рюрика, Синеуса и Трувора призвали на Русь в качестве князей.
Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора и вовсе не существовало. А немецкие ученые доказывали, что образование государственности у славян-заслуга норманнов (варягов), подчеркивая то, что славяне были "дикими" и "отсталыми". Против этой теории активно выступали М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский, Б.А.Рыбаков.
Противники Норманской теории (антинорманисты) признают, что в основе этой легенды лежит реальный факт того, что Рюрик действительно начал княжить в Новогороде и положил начало династии Рюриковичей. Но т.к. сами варяги ославянились (возьмем к примеру тот факт, что уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав), то они не могли оказать какое-либо влияние на политические или социально-экономические процессы у славян.