Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый повыситьповысить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для личноголичного потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организоватьорганизовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.
Для все большего числа семей доступным средством транспортатранспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашинавтомашин). С начала 70-х гг. происходит настоящийнастоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемыхвыпускаемых в СССР машин впервые в истории перевалило за миллионнуюмиллионную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой популярнойпопулярной в стране. В последующее десятилетиедесятилетие выпуск легковых автомо-билейавтомобилей вырос в 4 раза.
Инженерные специальности получалиполучали миллионы людей, и мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в производствопроизводство не только не сокращался, но и продолжал расти. ОгромныеОгромные средства вкладывались в подготовку кадров для промыш-ленностипромышленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров. 4,5 млн. человек работали в сфере науки и научного обслужива-нияобслуживания, в том числе более 1,5 млн. занимались непосредственно научнойнаучной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3,74% ВВП (1985).
Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десятилетиядесятилетия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы занятыхзанятых менее квалифицированным трудом, это было связано с нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возраставшаявозраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень заметно отставал от потребностей современного производствапроизводства, особенно в сельском хозяйстве.
Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. оставалисьоставались стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обходиласьобходилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очередяхочередях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (мебельмебель, холодильники, ковры) можно было приобрести после многолетнихмноголетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.
Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкассахсберкассах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, еслиесли представится возможность. НеотъемлемойНеотъемлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка услугуслуг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагае-мойоблагаемой налогом сферы «теневой экономикиэкономики». В городах на долю «теневой экономикиэкономики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.
Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый повыситьповысить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для личноголичного потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организоватьорганизовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.
Для все большего числа семей доступным средством транспортатранспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашинавтомашин). С начала 70-х гг. происходит настоящийнастоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемыхвыпускаемых в СССР машин впервые в истории перевалило за миллионнуюмиллионную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой популярнойпопулярной в стране. В последующее десятилетиедесятилетие выпуск легковых автомо-билейавтомобилей вырос в 4 раза.
Инженерные специальности получалиполучали миллионы людей, и мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в производствопроизводство не только не сокращался, но и продолжал расти. ОгромныеОгромные средства вкладывались в подготовку кадров для промыш-ленностипромышленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров. 4,5 млн. человек работали в сфере науки и научного обслужива-нияобслуживания, в том числе более 1,5 млн. занимались непосредственно научнойнаучной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3,74% ВВП (1985).
Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десятилетиядесятилетия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы занятыхзанятых менее квалифицированным трудом, это было связано с нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возраставшаявозраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень заметно отставал от потребностей современного производствапроизводства, особенно в сельском хозяйстве.
Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. оставалисьоставались стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обходиласьобходилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очередяхочередях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (мебельмебель, холодильники, ковры) можно было приобрести после многолетнихмноголетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.
Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкассахсберкассах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, еслиесли представится возможность. НеотъемлемойНеотъемлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка услугуслуг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагае-мойоблагаемой налогом сферы «теневой экономикиэкономики». В городах на долю «теневой экономикиэкономики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.