Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра. Это обстоятельство приписывается Ликургу, будто бы изгнавшему из государства все золото и серебро и заменившему их железной монетой, которая своей тяжестью и количеством должна была затруднить денежные обороты. Но в столь ранние времена не было ни надобности, ни необходимости отменять золотую монету: у спартанцев никогда не было большого количества благородных металлов, так что они не могли впоследствии даже доставить золота, потребного на позолочение головы Зевса Амикклейского. Поэтому скорее всего можно предположить, что малое количество золота и серебра во времена Ликурга было весьма естественно и только позже, когда в остальных греческих государствах золотая монета была уже в большом обращении, Спарта стала отличаться тем, что в ней было мало золота. Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования. При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.
Вначале xi в. после падения кимакского каганата на территории казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен - кыпчатское ханство. в начале xi в. кыпчаки вытеснили из низовьев сырдарьи и междуречья урала и волги племена огузов и вплотную подошли к границам хорезма. в начале второй четверти xi в. появилось название «дешт-и-кыпчак» (степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «мафазат аль-гуз» (степь огузов). в середине xi в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. волги, вступая в контакты с руси, византии, венгрии и дошли до р. днестр. территория - от алтая и иртыша на востоке до волги и южного урала на западе; от озера на юге до лесо-степной полосы юго-западной сибири на севере. территорию кыпчаков можно условно разделить на: восточный дешт-и-кыпчак - от иртыша до волги западный дешт-и-кыпчак - от волги до днестра столица - сыгнак. кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии караханидов. караханиды предпринимали походы в восточные пределы кыпчакского ханства.в 1065 г. правитель сельджуков алып-арслан предпринмает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район мангыстау. к концу xi в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. в 1069 г. кыпчаки совершали набеги на хорезм. в конце xi - начале xii вв. жент, янгикент и другие города нижней сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. в первой половине xii в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.под предлогом распространения ислама хорезм шах атсыз (1127-1156гг.) в 1133 г. завоевал жент, затем присоединил к своим владениям мангышлак и двинулся вглубь дешт-и-кыпчака. с этого времени началось раздробленность кыпчакского ханства. причины ослабления: ориентация на сближение с хорезмом среди знати кыпчакских племен; сложение крупного объединения ; усиление междоусобной борьбы. в начале xiii в. хорезм шаху мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков -область сыгнака. в 1216 г. во время похода мухаммеда против кыпчакского хана кадыра он дошел до р. иргиз, где в тургайских степях случайно столкнулся с войском джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков..в 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с казак ханом разгромило войска на реке каяле, что было описано в «слово о полку игореве».кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса джучи. вроде бы так
Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.