практична робота :прочитайте текст.Визначте про яку історичну особу йдеться.Використовуючи матеріал підручниката додаткову інформацію ,висловте аргумент судження щодо діяльності цієй особи?
частью научного направления «Всемирная экономическая
история», которое возникло в странах Западной Европы во
второй половине XIX в. Родоначальниками данного научного направления были английские и французские ученые.
Одним из основоположников экономической истории является англичанин Арнольд Тойнби, живший во второй
половине XIX в. Его лекции по истории промышленной
революции в Англии пользовались большим успехом,
а монография А. Тойнби «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» стала одной из первых крупных работ по
истории экономики. В это же время во Франции жил
и работал другой крупный исследователь в области экономической истории – Фюстель де Куланж. В своем главном
труде – «Истории общественного строя древней Франции» – автор обосновал концепцию генезиса феодальных
отношений во Франции. Достаточно известен немецкий
историк-экономист Макс Вебер, который занимался аграрной историей древнего мира, а также исследовал положение крестьян в Германии в XIX в.
В становлении историко-экономической науки важную
роль сыграли работы Карла Бюхера. Его труды посвящены
возникновению народного хозяйства и содержат попытку
дать его периодизацию. Критерием предложенной К. Бюхером периодизации стала интенсивность обмена продуктами деятельности, что позволило разделить всю историю
хозяйственной деятельности людей на три периода. Это
замкнутое домашнее хозяйство, или хозяйство без обмена,
т. е. натуральное хозяйство; городское хозяйство, при котором осуществляется непосредственный обмен товарами,
и народное хозяйство, когда товары, прежде чем дойти до
потребителя, проходят несколько актов обмена еще в стадии производства.
4
В историографии во о периодизации экономической
истории до настоящего времени является дискуссионным.
Так, немецкий историк и экономист Фридрих Лист положил
в основу периодизации отраслевой принцип, выделив пять
стадий развития. По его мнению, это стадии дикости, пастушеская, земледельческая, земледельческо-мануфактурная
и земледельческо-мануфактурно-коммерческая. Первая стадия экономического развития – дикости – относится ко времени появления первых людей и завершается примерно
в 10–12 тысячелетии до н. э. с переходом к оседлой жизни.
Хозяйство в этот период носит присваивающий характер
(охота, собирательство, рыбная ловля). Вторая стадия – пастушеская, она длилась примерно с 10 по 5 тысячелетие до
н. э. Основной вид деятельности в это время – скотоводство,
а земледелие в форме огородничества играет вс роль. Третья стадия экономического развития продолжалась примерно с 5 тысячелетия до н. э. до середины XIII в.
н. э. Основной вид деятельности населения в это время –
земледелие. Четвертая стадия – промежуток с середины
XIII в. до середины XVII в., основное занятие населения –
земледелие и ремесло. И последняя пятая стадия развития,
по мнению Ф. Листа, хронологически датировалась периодом с середины XVII в. до середины XIX в. Если следовать
данной периодизации, то в настоящее время к этому делению стоило бы добавить еще одну стадию, шестую. Ее,
продолжающуюся и сейчас, можно охарактеризовать как
финансово-промышленную.
Другой немецкий ученый Бруно Гильдебрандт предложил выделять этапы развития экономики исходя из господствующего обмена продукцией. Это позволило
ему выделить три этапа экономической истории человечества: естественное, денежное и кредитное хозяйство. Естественное (домашнее, натуральное) хозяйство существовало
с древнейших времен до середины XIII в. Путь, который
5
при этом преодолевал товар от производителя к потребителю, составлял не более одной мили. Этот путь начинался
от поля или огорода земледельца, проходил через мельницу и заканчивался в доме самого производителя или его
господина. Денежное, или городское, хозяйство господствовало до конца XVIII в. Путь товара при этом проходил
от крестьянского поля или мастерской ремесленника через
городской рынок или ярмарку (при купца) в дом
потребителя. Третий этап, при котором существует кредитное, или народное, хозяйство, начинается с XIX в. Расстояние, которое преодолевает товар, значительно возрастает. Товары при посредстве купцов и банкиров идут с сахарных плантаций Бразилии, золотых ру
Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих племен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав созданного Кыпчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.
Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.
Кыпчаки кочевали в районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевывали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршруты кочевий.
Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.
Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая - западное объединение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» - «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.
В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков и жикил.
Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общественный строй и ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не могло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. Поэтому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.
Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии.
Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили правители, знать. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присыр- дарьинеком городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание ханской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.
Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.
Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах.
Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, например, если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи, погребенные вместе с умершим, то в других найдены лишь одни скелеты.
В кыпчакском обществе неравенство было и в землепользовании. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатыми пастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовьем или совсем не имеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.
Курс «Аграрная история России» является составной
частью научного направления «Всемирная экономическая
история», которое возникло в странах Западной Европы во
второй половине XIX в. Родоначальниками данного научного направления были английские и французские ученые.
Одним из основоположников экономической истории является англичанин Арнольд Тойнби, живший во второй
половине XIX в. Его лекции по истории промышленной
революции в Англии пользовались большим успехом,
а монография А. Тойнби «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» стала одной из первых крупных работ по
истории экономики. В это же время во Франции жил
и работал другой крупный исследователь в области экономической истории – Фюстель де Куланж. В своем главном
труде – «Истории общественного строя древней Франции» – автор обосновал концепцию генезиса феодальных
отношений во Франции. Достаточно известен немецкий
историк-экономист Макс Вебер, который занимался аграрной историей древнего мира, а также исследовал положение крестьян в Германии в XIX в.
В становлении историко-экономической науки важную
роль сыграли работы Карла Бюхера. Его труды посвящены
возникновению народного хозяйства и содержат попытку
дать его периодизацию. Критерием предложенной К. Бюхером периодизации стала интенсивность обмена продуктами деятельности, что позволило разделить всю историю
хозяйственной деятельности людей на три периода. Это
замкнутое домашнее хозяйство, или хозяйство без обмена,
т. е. натуральное хозяйство; городское хозяйство, при котором осуществляется непосредственный обмен товарами,
и народное хозяйство, когда товары, прежде чем дойти до
потребителя, проходят несколько актов обмена еще в стадии производства.
4
В историографии во о периодизации экономической
истории до настоящего времени является дискуссионным.
Так, немецкий историк и экономист Фридрих Лист положил
в основу периодизации отраслевой принцип, выделив пять
стадий развития. По его мнению, это стадии дикости, пастушеская, земледельческая, земледельческо-мануфактурная
и земледельческо-мануфактурно-коммерческая. Первая стадия экономического развития – дикости – относится ко времени появления первых людей и завершается примерно
в 10–12 тысячелетии до н. э. с переходом к оседлой жизни.
Хозяйство в этот период носит присваивающий характер
(охота, собирательство, рыбная ловля). Вторая стадия – пастушеская, она длилась примерно с 10 по 5 тысячелетие до
н. э. Основной вид деятельности в это время – скотоводство,
а земледелие в форме огородничества играет вс роль. Третья стадия экономического развития продолжалась примерно с 5 тысячелетия до н. э. до середины XIII в.
н. э. Основной вид деятельности населения в это время –
земледелие. Четвертая стадия – промежуток с середины
XIII в. до середины XVII в., основное занятие населения –
земледелие и ремесло. И последняя пятая стадия развития,
по мнению Ф. Листа, хронологически датировалась периодом с середины XVII в. до середины XIX в. Если следовать
данной периодизации, то в настоящее время к этому делению стоило бы добавить еще одну стадию, шестую. Ее,
продолжающуюся и сейчас, можно охарактеризовать как
финансово-промышленную.
Другой немецкий ученый Бруно Гильдебрандт предложил выделять этапы развития экономики исходя из господствующего обмена продукцией. Это позволило
ему выделить три этапа экономической истории человечества: естественное, денежное и кредитное хозяйство. Естественное (домашнее, натуральное) хозяйство существовало
с древнейших времен до середины XIII в. Путь, который
5
при этом преодолевал товар от производителя к потребителю, составлял не более одной мили. Этот путь начинался
от поля или огорода земледельца, проходил через мельницу и заканчивался в доме самого производителя или его
господина. Денежное, или городское, хозяйство господствовало до конца XVIII в. Путь товара при этом проходил
от крестьянского поля или мастерской ремесленника через
городской рынок или ярмарку (при купца) в дом
потребителя. Третий этап, при котором существует кредитное, или народное, хозяйство, начинается с XIX в. Расстояние, которое преодолевает товар, значительно возрастает. Товары при посредстве купцов и банкиров идут с сахарных плантаций Бразилии, золотых ру
Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих племен тесно связана друг с другом. Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав созданного Кыпчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.
Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчак- шсой знати стали правителями присырдарвинских городов.
Кыпчаки кочевали в районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевывали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршруты кочевий.
Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кипчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.
Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII исках. Он состоял из двух групп племен. Первая - западное объединение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакекие ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» - «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.
В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огуз- ские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков и жикил.
Таким образом, племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакекой народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общественный строй и ведения хозяйства. Безусловно, в языке сохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не могло быть препятствием для образования однородной кыпчакекой народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакеки». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. Поэтому процесс образования кыпчакекой народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакекой степи) был закономерным явлением. Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.
Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимак- ского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Не случайно поэтому арабский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии.
Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили правители, знать. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присыр- дарьинеком городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание ханской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.
Государства и племена на территории Казахстана в X—XIII веках.
Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах.
Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших. Так, например, если из одних захоронений были извлечены дорогостоящие предметы и вещи, погребенные вместе с умершим, то в других найдены лишь одни скелеты.
В кыпчакском обществе неравенство было и в землепользовании. Если знатные люди, имевшие много скота, владели богатыми пастбищами, водными источниками, то бедняки с малым поголовьем или совсем не имеющие скота, попадали в прямую зависимость от первых.