В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что уже несколько столетий, ЧИТАТЕЛИ нашего времени продолжают ЧИТАТЬ литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу. В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт времён. В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом. Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила. В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи. В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах. Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе. Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения веков, многие из которых людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них. В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму. Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме. С одной стороны ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ Лизы ЛЮБИЛ её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём.
Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веков
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
жреческие коллегии древнего рима
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что уже несколько столетий, ЧИТАТЕЛИ нашего времени продолжают ЧИТАТЬ литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу. В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт времён. В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом. Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила. В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи. В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах. Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе. Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения веков, многие из которых людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них. В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму. Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме. С одной стороны ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ Лизы ЛЮБИЛ её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём.
Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веков
нептун – римский бог моря. соответствовал греческому посейдону
плутон – римский бог подземного царства мёртвых. соответствовал греческому аиду
аполлон (феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем
диана – римская богиня луны и охоты. соответствовала греческой артемиде
минерва – римская богиня мудрости. соответствовала греческой афине
марс – римский бог войны. соответствовал греческому аресу
венера – римская богиня любви. соответствовала греческой афродите
амур - сын венеры, римский бог любви. соответствовал греческому эроту
вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. соответствовал греческому гефесту
меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. соответствовал греческому гермесу
церера – римская богиня земледелия. соответствовала греческой деметре
прозерпина – дочь цереры. подземная богиня, жена плутона. соответствовала греческой персефоне
веста – римская богиня очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. в римском храме весты на палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. соответствовала греческой гестии
вакх - бог вина. соответствовал греческому дионису
эскулап – римский бог врачевания. соответствовал греческому асклепию
янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). охранял входы и выходы, как страж ворот
квирин – бог битв, сын марса. по его имени римляне часто именовали себя квиритами
беллона – богиня военной ярости. дочь или жена марса
фавн (луперк) – римский бог гор и пастбищ, приплод скоту и детей людям. соответствовал греческому пану
сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. пугал людей криком. иногда считался одним из олицетворений фавна.
пик – отец фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. священная птица пика – дятел
ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – ферония)
флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни
палеса – богиня пастухов палатинского холма
теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой
конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий
дия (дея) – покровительница земледельческого округа города рима. ей служила жреческая коллегия fratres arvales («полевых братьев»)
(подробнее - см. в статье служение богам во времена римской республики)
фортуна – богиня судьбы
ювентус – богиня молодости
фидес – богиня верности рима данным обещаниям, государственной добросовестности
термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности
пакс – богиня мира
паллор и павор («бледность» и «страх») – спутники марса. соответствовали греческим деймосу и фобосу
виктория – богиня победы. соответствовала греческой нике
салус – богиня здоровья
фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки
аргентина – бог серебра
гонор – бог чести и почета
виртус – богиня доблести
либертас – богиня свободы
спес – богиня надежды
фелицитас – богиня счастья
конкордия – богиня согласия
клеменция – богиня милосердия
деа рома – богиня-олицетворение города рима
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма