Новая Россия складывалась как многонациональное и централизованное государство. При Иване III и Василии III уже начали возникать стройная система центрального и местного управления, единые для всей страны законы. Многим не нравились эти новые порядки, но на Руси нашлось достаточно сил — и среди высших слоев общества, и среди его низов, которые поддержали стремление московских князей к централизации. Именно эта централизация позволила Русскому государству добиться успеха в борьбе за независимость от Орды, успешно противостоять другим противникам. Вместе с тем новая государственная власть стремительно возвышалась над своими подданными. Чем более сильным и грозным было государство по отношению к своим врагам, тем меньше оно считалось с личностью человека, с правами жителей внутри страны. Дело шло к утверждению самодержавной власти правителя.
Прежде всего, власть царей Рима была выборной, а божественная власть фараона, какой ее считали египтяне, передавалась по наследству. Власть римского царя не была абсолютной, его действия ограничивал Сенат и Народное собрание, а власть фараона была абсолютной, он считался богочеловеком, никто не мог ограничить его решения. Фараон обожествлялся египтянами, он считался сыном бога солнца Ра - самого важного бога египетского пантеона. Власть же римского царя не считалась сакральной, лишь в более поздние времена произошла некоторая романтизация царского периода Рима, когда царям устанавливались статуи и период их правления считался ''золотым''.
Именно эта централизация позволила Русскому государству добиться успеха в борьбе за независимость от Орды, успешно противостоять другим противникам. Вместе с тем новая государственная власть стремительно возвышалась над своими подданными. Чем более сильным и грозным было государство по отношению к своим врагам, тем меньше оно считалось с личностью человека, с правами жителей внутри страны. Дело шло к утверждению самодержавной власти правителя.