Отре́пьев, григо́рий (мирское имя и отчество — юрий богданович, «полуимя» — гришка отрепьев ) — монах, дьяк чудова монастыря (в московском кремле) , одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе иове. сын галичского дворянина богдана отрепьева . около 1582 года бежал из монастыря. когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича дмитрия (лжедмитрий i) перешёл границу и начал войну против бориса годунова, правительство бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига гришка отрепьев . григорию была объявлена анафема. узнав об этом, лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть григорий отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за дмитрия — не отрепьев, а истинный царевич. по некоторым данным, роль отрепьева играл другой монах, «старец» леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста) . правительство фёдора годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г. ) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя дмитрием» — а не « отрепьеву ». это вызвало у многих уверенность в том, что версия об отрепьеве — ложь, а царевич дмитрий — настоящий. вскоре лжедмитрий i воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном ивана грозного. после убийства лжедмитрия i правительство василия iv шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был григорий отрепьев, как к официальной. такое положение дел сохранялось и при романовых. имя «гришки (со времён павла i — григория ) отрепьева » сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в неделю православия, вплоть до царствования александра ii. уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что лжедмитрий i и григорий отрепьев — одно лицо. в новейшего времени этот вопрос дискутируется с xix в. решительным защитником отрепьевской версии выступил н. м. карамзин. вместе с тем, например, н. и. костомаров возражал против отождествления самозванца с отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению лжедмитрий i напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. кроме того, отрепьева, как секретаря иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в xx в. ; были обнаружены новые сведения о семье отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения лжедмитрия i к романовым. иногда выдвигается версия, что григорий отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей грозного, отданный на воспитание в семью отрепьевых . окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует. по самой распространенной версии, лжедмитрий первый был сыном галицкого дворянина богдана отрепьева . юшка (юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду нелидовых, выходцев из литвы. родился в галиче (костромская волость) . отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году юрий отрепьев постригся в монахи под именем григория. считается, что юрий был на 1 год или 2 старше царевича.
С конца 20-х годов – перерыв в развитии социологической мысли. До конца 50-х социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным наукам», к ложным теориям. Конкретные методы изучения действительности были запрещены, так как данные этих исследований «портили» или «могли испортить» картину официальной идеологии. Начиная с конца 50-х годов социология стала возрождаться. Разрабатывались теоретические и методические проблемы социологии. Уже в конце 60-х – начале 70-х годов появились работы Г. Андреевой, Ю. Левады, В. Ядова, посвященные программе, инструментарию, процедуре, организации социологического исследования. Одновременно шел трудный и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, ее связи с другими научными дисциплинами. Разрабатывались методы социологического исследования, а также сбору, обработке и использованию социологической информации. Этот этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 80-х – начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране. Таким образом, становление социологии как науки в нашей стране сложный путь.