Про Полтавську битву водомо, що А) Українські полки І. Мазепи взяли на себе основний тягар облоги міста Б) Шведські війська мали істотну перевагу в гарматах та кількості вояків В) Поранення Карла ХІІ не дало йому змоги особисто керувати боєм
Среди всей плеяды римских историков такого автора, как Светоний, не особенно ценили. Предпочитали ему Тацита или Плутарха. Наверное, потому, что правители Древнего Рима в его описании выглядят «расчлененными» на черное и белое, дурное и праведное, и автор воспринимает это как само собой разумеющееся. Он не впадает в излишнюю риторику и не начинает рассуждать о том, как же такие противоположности могли умещаться в одном человеке. Светония также критикуют за то, что он не слишком любит анализировать политический контекст событий, зато представляет читателю различные подробности из жизни цезарей вплоть до анекдотических. Действительно, этот историк не похож на остальных. Да и нужно ли это ему было? У каждого автора, занимающегося описанием биографий, есть своя собственная цель. Была она и у Светония. Историк творил в Древнем Риме во времена императора Адриана. Тот прославился как меценат и покровитель муз. Воспользовавшись этим, историк начинает свою блестящую карьеру при его дворе как канцелярский клерк, а затем занимается организацией отчетности из провинций. На этой должности он смог работать с архивами и пользоваться ими для сочинения, прославившего его в веках. Это «Жизнь двенадцати цезарей» - биографический перечень, где чередой проходят перед нами правители Древнего Рима имперских времен. И, исходя из этого, мы вполне можем увидеть в Светонии достаточно серьезного историка, который откликнулся на актуальные для своих современников темы.P.s. я старался)
«Калкаман-Мамыр» с фабульной точки зрения проста. Юноша Калкаман из бедной семьи любит красавицу Мамыр, она отвечает ему взаимностью, оба свободны, но родственники девушки против такого союза, они препятствуют соединению юных влюбленных, которым всецело сочувствует автор. Мамыр погибает от пули своего родственника. В поэме «Енлик-Кебек» события развиваются на фоне вражды двух родов (Найман-Тобыкты), к которым принадлежат герои. В одном из родов тобыктинцев жил молодой батыр Кебек. В поэме Шакарима Кебек характеризуется как любимец рода, с пятнадцати лет отличившийся силой, жаждой жизни и подвигов, «душа с огнем», «брюнет, среднего роста, широкоплечий, добродушный, обходительный». Так как до сих пор поэма «Енлик-Кебек» не переведена на русский язык, трудно анализировать ее идейно-художественные достоинства. Поэтому для того, чтобы иметь представление о поэме, изложим ее краткое содержание. Кебек решился отправиться к славившемуся в то время предсказателю-абызу Нысану, жившему в горах Шынгыстау с целью узнать свою судьбу. Кебек, тихо подъехав к стоявшей одиноко в скалах Шын-гыса убогой юрте Нысана-абыза, остановился, как зачарованный: из юрты исходили печальные, трогающие душу звуки.
«Калкаман-Мамыр» с фабульной точки зрения проста. Юноша Калкаман из бедной семьи любит красавицу Мамыр, она отвечает ему взаимностью, оба свободны, но родственники девушки против такого союза, они препятствуют соединению юных влюбленных, которым всецело сочувствует автор. Мамыр погибает от пули своего родственника. В поэме «Енлик-Кебек» события развиваются на фоне вражды двух родов (Найман-Тобыкты), к которым принадлежат герои. В одном из родов тобыктинцев жил молодой батыр Кебек. В поэме Шакарима Кебек характеризуется как любимец рода, с пятнадцати лет отличившийся силой, жаждой жизни и подвигов, «душа с огнем», «брюнет, среднего роста, широкоплечий, добродушный, обходительный». Так как до сих пор поэма «Енлик-Кебек» не переведена на русский язык, трудно анализировать ее идейно-художественные достоинства. Поэтому для того, чтобы иметь представление о поэме, изложим ее краткое содержание. Кебек решился отправиться к славившемуся в то время предсказателю-абызу Нысану, жившему в горах Шынгыстау с целью узнать свою судьбу. Кебек, тихо подъехав к стоявшей одиноко в скалах Шын-гыса убогой юрте Нысана-абыза, остановился, как зачарованный: из юрты исходили печальные, трогающие душу звуки.