Про яку подію йдеться у фрагменті джерела? Стисло викладіть своє ставлення до подій та діячів, згаданих у джерелі. «19 березня 1917 року Центральна Рада організувала цю маніфестацію з метою зробити підсумок українських сил у столиці України й прилюдно заманіфестувати революційні на- ціональні домагання українського громадянства. Маніфестація справді була дуже веле- людною та величною. Солдати, робітники різних фабрик та заводів, залізничники та поштово-телеграфні робітники, полонені українці-галичани, вчителі, артисти, шкільна мо- лодь, кооператори й, нарешті, представники різних політичних українських партій – сло- вом, все свідоме національне українське громадянство, без різниці політичних переконань і класової належності, вийшло в той день на вулиці Києва, об’єднавшись на урочистім святі національного визволення. Старий, з великою срібною бородою, – живий символ незламної волі українського народу до національного відродження, професор М. Грушевський виступав у перших рядах маніфестантів» (П. Христюк
В северных районах, покрытых многолетними лесами, практиковалась подсечная система земледелия, требующая предварительной подрубки определенного участка леса и последующего его выжигания. После того удобренная золой почва в течение нескольких лет приносила урожай. Когда участок истощался, производилась расчистка новых земель. Восточные славяне применяли пахотные орудия с железными рабочими частыми v рало (в южных областях) и соху (на севере) . Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны также просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота (в том числе пушной промысел) , рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) .
Хозяйственной ячейкой являлась малая семья. А низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйство отдельных семей, служила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошeл у славян в процессе их расселения, в VI - VII веках. Члены верви совместно владели сенокосными, лесными и водными угодьями, пашенные же земли были поделены между отдельными хозяйствами, принадлежавшими семьям, входящим в общину. Соседские общины объединялись в племенные княжества, а те - в союзы племенных княжеств.
В ходе хозяйственной деятельности восточных славян шел процесс обособления ремесла от земледелия, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы (первоначально в основном кузнецов и гончаров) .
Повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Выделение такого слоя было результатом разложения родоплеменных отношений, ускоренного расселением славян. Его основу составляла военно-служилая знать, сложившаяся в эпоху расселения.
Союзы племенных княжеств представляли собой сложный социальный организм. Их центром являлся укрепленный град (некоторые грады постепенно превращались в города) . В укрепленной центральной части града находились дворы князей и знати, к ней примыкал посад, населенный ремесленниками торговцами. В градах происходили собрания свободных общинников (вече) , на которых решались важнейшие вопросы. Но на ведущие позиции постепенно выдвигается слой профессиональных воинов v дружинников во главе с князем. Дружины фиксируются у славян, по данным византийских источников, уже в VI - VII веках. К IX столетию дружинники становятся привилегированной общественной группой. Князья сосредоточивают в своих руках (опираясь на военную силу и накопленные богатства) реальную власть в союзах племен. Все это создает объективные предпосылки для формирования государственных начал в социальном развитии славян.
Длинными
В 451 г. до н. э. Перикл провел закон, по которому гражданином считался только тот, у кого отец и мать были афинянами. Но женщинам запрещалось даже посещать Народное собрание. В 445 г. до н. э. 5 тысяч человек были осуждены на продажу в рабство за незаконное присвоение гражданских прав. 14 тысяч граждан претендовали на получение бесплатного государственного хлеба в этом году. Афинские граждане имели исключительное право владеть землей, домом, помещением для мастерской. Поверхность земли принадлежала гражданину как его частная собственность, недра земли — государству. Такая собственность (на землю, дом) считалась совместной частной собственностью всей общины граждан, и только граждан. Значительную долю рабочей силы в Афинах составляли рабы. Они считались рабочим скотом, а не людьми. Граждане, бедные и богатые, метеки, рабы — все участвовали в разнообразном труде. Объединенными же в коллектив, в организацию были только граждане. Сами афиняне, как и другие греки, называли эту организацию полисом. Это слово означает «город-государство» . Граждане составляли единый коллектив, общину. Они держали в послушании рабов, метеков, бедных граждан. Полис регулировал отношения между всеми, особенно между бедными и богатыми гражданами, чтобы они в борьбе один с другим не погубили и свое государство. Государство заботилось о своей обороне от врагов и о собственных завоевательных походах.