Прочитай текст. Выполни задания. На тех территориях, куда вступали французские войска, отменялись сословные привилегии. Земля отбиралась у монастырей и аристократов, бежавших при приближении революционных армий. Довольно скоро пришло разочарование в режиме, установленном французскими властями. Став императором, Наполеон I превратил дружественные Франции республики в вассальные монархии. В присоединенных и зависимых странах вводились таможенные пошлины, выгодные французским промышленникам и торговцам. Это разоряло местных предпринимателей. Континентальная блокада, введенная Наполеоном, стала болезненной для населения стран Европы, в том числе и для самих французов. Контрабанда процветала. Наполеоновские войны содержали прогрессивные элементы, так как объективно содействовали подрыву основ феодального строя и расчищали путь развитию капиталистических отношений в ряде европейских государств (упразднение десятков мелких феодальных государств в Германии, введение в некоторых завоёванных странах наполеоновского гражданского кодекса, конфискация и распродажа части монастырских земель, ликвидация ряда привилегий дворянства и др.). Однако после того как Наполеон I поработил целый ряд стран, войны стали чисто завоевательными и утратили всякие прогрессивные элементы.
Используя текст, дайте оценку влияния наполеоновских войн на изменение мировой политики по следующему плану:
Интересы, которые преследовала французская буржуазия во время наполеоновских войн
Главные противники Франции в ходе наполеоновских войн
Главные изменения в системе международных отношений после окончания наполеоновских войн (укажите не менее 3-х)
Выскажите свое мнение о влиянии наполеоновских войн на изменение мировой политики
Ко времени Февральской революции большевицкой партии фактически не существовало. Война, пишет Г. Зиновьев, «повлекла за собой почти полный разгром партии ... Партии, как целой организации, в то время не было... Февральская революция застала наш Центральный Комитет частью за границей, частью – в тюрьмах и в ссылке. Партии как бы не существовало; она была разбросана и разбита».
Характеризуя роль партии в Февральской революции Зиновьев в 1923 году говорит: «Она не сыграла решающей роли в Февральскую революцию, да и не могла сыграть, потому что рабочий класс был тогда настроен оборончески .
Какова была действительная численность партии к этому времени? Для истории установления коммунистической диктатуры в России вопрос этот имеет немаловажное значение и недаром он фальсифицирован и запутан не только в СССР, но и за границей. Как на один из многих примеров того, что даже в условиях свободы в качестве ответа на этот вопрос приводятся самые фантастические цифры, можно указать на объемистую монографию американского профессора М. Файнсода, часто слепо цитирующего наименее ценные советские источники без какого-либо критического анализа. В своей книге профессор Файнсод[2] приводит численность партии на 1 января 1917 года в 23.600 человек, заимствуя эти данные из истории партии Бубнова, вышедшей в XI томе БСЭ 1930 года. Ссылаясь на Бубнова, американский профессор забывает, что в 1930 году фальсификация истории партии шла уже полным ходом, что ясно видно из материалов вышедшего в 1929 году сборника «К пятидесятилетию тов. Сталина», авторами которого были тогдашние члены Политбюро ЦК ВКП(б).
980-1015 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Владимира Святославича, известного как Владимир Святой.
Внутренняя политика Владимира была направлена на сохранение единства Руси. С этой целью Владимир предпринимал как силовые, так и реформаторские действия. Так, Владимир в 981-982 гг. совершил военный поход против вятичей, а в 984 г. — против радимичей, вновь подчинив их Киеву. Как и его отец, великий князь Святослав, Владимир направлял в важнейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Новшеством в управлении государством стало принятие Владимиром важнейших решений при согласовании с особым советом, который состоял из его военачальников, старейшин, представителей городов. Большие города при Владимире были устроены по-военному, образовывая каждый организованный полк, называвшийся тысячей. При Владимире правовой системой Руси продолжал оставаться устный Закон Русский — свод норм, основанных на естественном праве. Владимир первым из русских правителей начал чеканить собственные монеты.
Кардинальные перемены произошли при Владимире в религиозной жизни страны, когда в 988 г. для сплочения общества и укрепления княжеской власти он крестился сам и начал крестить Русь. Крещение не всегда проходило мирно: на севере Руси дяде Владимира, Добрыне, пришлось силой усмирять недовольство населения крещением.
Владимир проводил активную внешнюю политику на всех направлениях. На северо-западе Владимир стремился обеспечить выход к Балтийскому морю. С этой целью он в 983 г. покорил племя ятвягов. На западе целью внешней политики было присоединение новых земель. Для этого Владимир успешно воевал с Польшей за Червенские земли в 981 и 992 гг. На востоке Владимир стремился обеспечить безопасность Руси от набегов волжских булгар и печенегов. С этой целью он в 985, 994 и 997 гг. совершал походы против Булгарии, а для обороны от печенегов тогда же по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси были возведены ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. На юге Владимир стремился установить выгодные отношения с Византией. С этой целью он в 987-988 гг. совершил поход в Крым и заключил династический брак с византийской принцессой Анной.
Период правления великого князя Владимира Святославича историками оценивается как успешный: было сохранено единство Киевской Руси и упорядочена система управления; к Киевской Руси были присоединены большие территории Владимиру удалось снизить опасность набегов печенегов на Русь. Принятие при Владимире Святославиче христианства в качестве государственной религии значительно повысило авторитет Руси на международной арене и развитию ее культуры. Не случайно Русская православная церковь в XIV в. причислила великого князя Владимира к лику равноапостольного, чего удостаиваются только люди, особо прославившиеся обращением народов в христианскую веру.