. Прочитайте фрагмент текста русского писателя и поэта В. И. Белова (1932—2012) и выполните задания.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно
пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного
авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделён или дед, или один из
сыновей... тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу,
родителю.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную
любовь, несмотря на семейную многочисленность...
Всё руководство домашним хозяйством держала в руках... женщина, жена и мать. Она ведала,
как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе, муке... Под её неусыпным надзором
находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов,
стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканьё, баня и т. д. Само
собой, все эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с
игрой начинали делать что-то полезное...
Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и
земельного общества, в отношения семьи и властями предержащими. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую
тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец
хозяина) часто имел во всех этих делах не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в
добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причём открыто, при
детях. Лишь дальние родственники (убогие или немощные, до самой смерти живущие в доме)
благоразумно не участвовали в этих советах.
4.1. Составьте план текста
4.2. Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы.
А) Какие установки, по мнению автора, определяли строгость семейных отношений?
Б) На какую особенность добропорядочной семьи указывает автор?
В) Какие три проявления формального главенства мужчины в семье описаны в тексте?
Г) Какие роли семьи описаны в тексте?
4.3. Укажите два признака, по которым описанную в тексте семью относят к
патриархальному (традиционному) типу
Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.