Прочитайте тексты А, В и выполните задания А. 26 ноября IV Чрезвычайный мусульманский съезд в Коканде провозгласил Туркестанскую автономию – Мухтариат в составе России. Был избран Национальный Конгресс, председателем которого стал член партии Алаш Мустафа Шокай. Шла работа по организации вооруженных сил, финансов, налогообложения, народной школы, землепользования. Власть Автономии была признана Контрольной Палатой, отделением Государственного банка, Судебной Палатой Туркестана. Но вместе с тем Мухтариат начал консультации о вступлении в антибольшевистский блок «Юго-Восточный Союз» и закупке оружия… 20-22 февраля Коканд был взят штурмом Красной армией.
В. После Октябрьского переворота лидеры «Алаш» продолжали готовиться к выборам в Учредительное собрание. Они начали организовывать областные отделения партии, развернули активную агитационно-разъяснительную работу в аулах. Результатом работы стала безоговорочная победа в большинстве уездов. После разгона большевиками в Петербурге Учредительного собрания, «Алаш» выступил с инициативой проведения в Оренбурге 5-13 декабря 1917 г. II Общеказахского съезда. Съезд проходил в условиях начавшейся войны, в целях недопущения анархии в степи были приняты два решения - образовать национально-территориальную автономию областей и формирование собственных вооруженных сил... Однако, в 1919-1920 гг. ситуация складывается таким образом, что представители «Алаш» принимают решение начать переговоры с Москвой о признании Советской власти.
1) Определите основные направления деятельности национальных автономий. По два направления для каждой автономии.
2) Охарактеризуйте взаимоотношения национальных автономий и советской власти.
3) Каково значение образования национальных автономий. Приведите не менее трех аргументов в подтверждение своей позиции.
Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране Старого порядка и абсолютной монархии, и провозглашению Первой французской республики (сентябрь 1792 года) де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство».
Великая французская революция
Взятие Бастилии, 14 июля 1789 года
Страна
Королевство Франция
Дата
14 июля 1789 года — 9 ноября 1794 года
Причины
кризис Старого порядка
Итоги
упразднение монархии, создание Первой французской республики
Движущие силы
третье сословие: буржуазия, крестьянство и городское плебейство
Противники
монархия, аристократия
Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера).
Национальный праздник Франции неслучайно связан с взятием крепости. На протяжении всего своего существования Бастилия использовалась в качестве тюрьмы. Первым le prisonier («лё призонь`е» – заключённый) стал зодчий крепости Гуго Обрио, которого обвинили в интимной связи с еврейкой, что во времена Обрио считалось серьёзным преступлением. Зодчий отсидел в крепости несколько лет. Его освободили во время народного восстания в 1381 году.
Объяснение:
Фактически сложилось в конце XVI в.
Юридическое оформление крепостного права – 1649 г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены переходы от феодала к феодалу.
1-й этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала – крепостники. Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников по мужской линии имущество – к феодалу.
2-й этап: время складывания централизованного государства. Ограничение права ухода от феодала к феодалу.
3-й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода – Юрьев день осенний – 26 ноября. Введение платы за «пожилое».
4-й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».
5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще запрещены переходы. Не ясно, действовали ли они на территории всей Руси. Не ясна периодичность.
6-й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу (указ не найден).
7-й этап: 1597 г.
1) Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).
2) Кабальные холопы (рабство за долги) после выплаты долга остаются закрепленными за кредитором.
3) Добровольные холопы (вольный найм) через ½ года работы – полные холопы. И кабальные, и вольные холопы освобождаются только после смерти господина.
8-й этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто принимал «беглых» – штраф со стороны государства, компенсация старому владельцу.
9-й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению»
Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями:
внешнеэкономическим;
экономическим (кабальным).
В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы.
Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое »новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Старожильцев называют людьми «искони вечными» и «пошлыми», т. е. старинными. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество.
Помимо этого, по форме зависимости крестьянин мог быть:
половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность. В Пскове половники делились на изорников-пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов;
серебрянником (работать на проценты).
Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.