какие изменения происходили в , социальной, политической жизни европейцев в xix в.? как эти изменения отразились в культуре и повседневной жизни людей?
в период раннего нового времени запад вырвался вперёд в области роста городов, развития науки, технических достижений. к середине xix в. в развитых европейских странах завершилась первая промышленная революция — переход от мануфактурного производства к фабричному. уже в начале xix в. промышленная революция шагнула во францию, в германию и изменила их облик. огромные города и фабричные трубы преобразили европейский континент. казавшиеся ещё недавно «медвежьими углами» далёкие от центра районы включались в процесс промышленного развития.
огромных успехов технический прогресс достиг во второй половине xix в., в годы второй промышленной революции. успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и сша, сделали для них возможным переход к индустриальной фазе производства. в первую очередь это было открытие новых источников энергии, новых видов станков, развитие транспорта и связи. всё это расширило возможности индустриализации.
в первой половине xix в. в европе сложилась модель свободного рыночного капитализма. в конце xix в. возникают промышленные и банковские монополии.
на рубеже веков казалось, что европа стала центром мира и господствовала над ним. можно было подумать, что подтвердились слова великого философа гегеля: «после кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым. то, что не было ещё покорено, либо не стоит того, либо ещё будет покорено».
к концу xix в. складывается всеохватывающее мировое хозяйство, народы в зависимость друг от друга в процессе обмена товарами и сырьём.
техника коренным образом изменила и повседневную жизнь человека, и самого человека. достижения общества стали измеряться успехами в развитии машинного производства. технический прогресс превратился в одну из главных ценностей.
меняется социальный состав населения, убеждения его различных слоёв выражают новые социальные учения.
художественная культура xix в. — это время открытий, поисков новых художественных форм, приёмов, способов познания и отображения действительности. по-прежнему, как и в эпоху просвещения, в центре внимания искусства — человек и его проблемы.
§ 1—2. индустриальные революции: достижения и проблемы
какие черты являются определяющими для индустриального общества, а какие - для традиционного общества? в чём заключается техническая сторона промышленного переворота? почему именно в раньше, чем в других странах, стало складываться индустриальное общество?
завершение промышленного переворота. в первой половине xix в. промышленный переворот вступил в стадию своего завершения. завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины при станков.
наиболее развитой страной в области промышленного производства в европе в первой половине xix в. оставалась , где широко использовались паровые машины, возникали новые индустриальные центры, особенно на северо-западе страны. на примере можно рассмотреть процесс завершения промышленного переворота.
к середине xix в. в лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа — огромные застеклённые помещения, оборудованные станками. это была революция в производстве — станки заменили кустарей. увеличилась скорость обработки металла, с станков изготовляли различные механизмы. возникла новая отрасль промышленности — машиностроение.
первым современным станком из металла считается токарный станок генри модели (1771—1831), изобретённый им около 1800 г. станок заменил ручной труд в трёх операциях, требовавших обработки металла с большой точностью. инженеры модели, нэсмит и уитворт создали разнообразные станки, позволяющие производить машины при машин.
заводы стали частью городского пейзажа. в таких городах, как бирмингем, манчестер, не было видно неба из-за рядов дымящихся труб. «если бы перед нашими глазами могла волшебным образом предстать 1685 г., мы бы не узнали ни одного из сотни пейзажей, ни одного из десятка тысяч сооружений. помещик не узнал бы собственного имения»,— писал в 1848 г. и политический деятель т. маколей.
Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830) — духовный отец либерализма на европейском континенте 202 («Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»).
Основное положение теории Констана — проблема индивидуальной свободы. Констан сравнивает свободу современного человека со свободой древнего и приходит к выводу о том, что они не совпадают. Для современного человека свобода — это, прежде всего, свобода в частной жизни: подчиняться только законам, не быть подвергнутым дурному обращению, аресту, высказывать свое мнение, выбирать себе дело, распоряжаться своей собственностью, свободно передвигаться и т.д., наконец, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не является строго обязательным. Свобода же древнего грека или римлянина заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Однако древний человек был полностью подчинен публичной власти в частной жизни. «Личная свобода — вот подлинная современная свобода; политическая свобода выступает ее гарантом», — утверждает Констан. Среди причин перехода от политической свободы к личной Констан называет: изменение численности населения и территории государств; отмену рабства и изменение трудовой этики; изменение психологии и образа жизни народов.
Констан уверен, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они за счет своих индивидуальных усилий обеспечить себе достойное существование. Констан настаивает на жестком определении конкретной меры социальной полезности институтов власти, на точном установлении пределов их компетенции. Прямое народовластие в современном обществе должно быть заменено на представительное правление. Констан отстаивает свободу предпринимательской деятельности, свободу конкуренции, считая, что богатство граждан ограждает личную независимость от посягательств правительства.
Современное государство, по мнению Констана, должно быть конституционной монархией, где монарх представляет «нейтральную власть» (королевскую), независимую от других ветвей власти (исполнительная, нижняя палата парламента, верхняя палата парламента, судебная, муниципальная) и потому обеспечить их единство, кооперацию, нормальную деятельность.
Наряду с институтами децентрализованной системы государственной власти, контролируемой общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право.
Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.) - был другим классиком либерализма во Франции («О демократии в Америке», «Старый режим и революция»). Современная история — процесс смены аристократического правления демократией. Демократия рассматривается им как общественный строй, который противоположен феодальному. Основной принцип демократии — равенство.
Свобода и равенство, по мнению Токвиля, явления разнопорядковые. Люди всегда предпочитают равенство свободе, поскольку оно дается легче, воспринимается подавляющим большинством с приязнью, переживается с удовольствием, не требует никаких усилий. Свобода требует от человека напряжения, больших усилий, связанных с необходимостью быть самостоятельным, делать всякий раз собственный выбор, отвечать за свои действия и их последствия. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы, поэтому следует развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание их баланса. Основные институты, необходимые для свободы: разделение властей, местное (общинное) самоуправление, свобода печати, религиозная свобода, суд присяжных, независимость судей и т.п.
Основная проблема демократии — чрезмерная централизация государственной власти. Предотвратить установление тирании большинства институциональные гарантии (представительное правление, развитое законодательство, суд присяжных и т.д.), автономия территориальных сегментов общества (местные органы власти) и демократия участия (широкое вовлечение населения в политический процесс через ассоциации и прессу). Форма правления большого значения не имеет, важно наличие представительства.
Особое внимание Токвиль уделяет воспитанию правовой культуры граждан. Его беспокойство вызывали такие проявления правовой культуры, которые приглушали дух свободы (индивидуализм, самоизоляция индивидов, их замыкание в узких рамках личной жизни, отключение от участия в общественных делах и проч.).
Именно во Франции были сформулированы принципы классического либерализма: ценность фундаментальных и неотъемлемых прав и свобод человека, автономия личности, частная собственность — основа индивидуальной свободы, правовое государство как механизм гарантии политической
какие изменения происходили в , социальной, политической жизни европейцев в xix в.? как эти изменения отразились в культуре и повседневной жизни людей?
в период раннего нового времени запад вырвался вперёд в области роста городов, развития науки, технических достижений. к середине xix в. в развитых европейских странах завершилась первая промышленная революция — переход от мануфактурного производства к фабричному. уже в начале xix в. промышленная революция шагнула во францию, в германию и изменила их облик. огромные города и фабричные трубы преобразили европейский континент. казавшиеся ещё недавно «медвежьими углами» далёкие от центра районы включались в процесс промышленного развития.
огромных успехов технический прогресс достиг во второй половине xix в., в годы второй промышленной революции. успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и сша, сделали для них возможным переход к индустриальной фазе производства. в первую очередь это было открытие новых источников энергии, новых видов станков, развитие транспорта и связи. всё это расширило возможности индустриализации.
в первой половине xix в. в европе сложилась модель свободного рыночного капитализма. в конце xix в. возникают промышленные и банковские монополии.
на рубеже веков казалось, что европа стала центром мира и господствовала над ним. можно было подумать, что подтвердились слова великого философа гегеля: «после кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым. то, что не было ещё покорено, либо не стоит того, либо ещё будет покорено».
к концу xix в. складывается всеохватывающее мировое хозяйство, народы в зависимость друг от друга в процессе обмена товарами и сырьём.
техника коренным образом изменила и повседневную жизнь человека, и самого человека. достижения общества стали измеряться успехами в развитии машинного производства. технический прогресс превратился в одну из главных ценностей.
меняется социальный состав населения, убеждения его различных слоёв выражают новые социальные учения.
художественная культура xix в. — это время открытий, поисков новых художественных форм, приёмов, способов познания и отображения действительности. по-прежнему, как и в эпоху просвещения, в центре внимания искусства — человек и его проблемы.
§ 1—2. индустриальные революции: достижения и проблемы
какие черты являются определяющими для индустриального общества, а какие - для традиционного общества? в чём заключается техническая сторона промышленного переворота? почему именно в раньше, чем в других странах, стало складываться индустриальное общество?
завершение промышленного переворота. в первой половине xix в. промышленный переворот вступил в стадию своего завершения. завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины при станков.
наиболее развитой страной в области промышленного производства в европе в первой половине xix в. оставалась , где широко использовались паровые машины, возникали новые индустриальные центры, особенно на северо-западе страны. на примере можно рассмотреть процесс завершения промышленного переворота.
к середине xix в. в лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа — огромные застеклённые помещения, оборудованные станками. это была революция в производстве — станки заменили кустарей. увеличилась скорость обработки металла, с станков изготовляли различные механизмы. возникла новая отрасль промышленности — машиностроение.
первым современным станком из металла считается токарный станок генри модели (1771—1831), изобретённый им около 1800 г. станок заменил ручной труд в трёх операциях, требовавших обработки металла с большой точностью. инженеры модели, нэсмит и уитворт создали разнообразные станки, позволяющие производить машины при машин.
заводы стали частью городского пейзажа. в таких городах, как бирмингем, манчестер, не было видно неба из-за рядов дымящихся труб. «если бы перед нашими глазами могла волшебным образом предстать 1685 г., мы бы не узнали ни одного из сотни пейзажей, ни одного из десятка тысяч сооружений. помещик не узнал бы собственного имения»,— писал в 1848 г. и политический деятель т. маколей.
Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830) — духовный отец либерализма на европейском континенте 202 («Курс конституционной политики», «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»).
Основное положение теории Констана — проблема индивидуальной свободы. Констан сравнивает свободу современного человека со свободой древнего и приходит к выводу о том, что они не совпадают. Для современного человека свобода — это, прежде всего, свобода в частной жизни: подчиняться только законам, не быть подвергнутым дурному обращению, аресту, высказывать свое мнение, выбирать себе дело, распоряжаться своей собственностью, свободно передвигаться и т.д., наконец, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не является строго обязательным. Свобода же древнего грека или римлянина заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Однако древний человек был полностью подчинен публичной власти в частной жизни. «Личная свобода — вот подлинная современная свобода; политическая свобода выступает ее гарантом», — утверждает Констан. Среди причин перехода от политической свободы к личной Констан называет: изменение численности населения и территории государств; отмену рабства и изменение трудовой этики; изменение психологии и образа жизни народов.
Констан уверен, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они за счет своих индивидуальных усилий обеспечить себе достойное существование. Констан настаивает на жестком определении конкретной меры социальной полезности институтов власти, на точном установлении пределов их компетенции. Прямое народовластие в современном обществе должно быть заменено на представительное правление. Констан отстаивает свободу предпринимательской деятельности, свободу конкуренции, считая, что богатство граждан ограждает личную независимость от посягательств правительства.
Современное государство, по мнению Констана, должно быть конституционной монархией, где монарх представляет «нейтральную власть» (королевскую), независимую от других ветвей власти (исполнительная, нижняя палата парламента, верхняя палата парламента, судебная, муниципальная) и потому обеспечить их единство, кооперацию, нормальную деятельность.
Наряду с институтами децентрализованной системы государственной власти, контролируемой общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право.
Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.) - был другим классиком либерализма во Франции («О демократии в Америке», «Старый режим и революция»). Современная история — процесс смены аристократического правления демократией. Демократия рассматривается им как общественный строй, который противоположен феодальному. Основной принцип демократии — равенство.
Свобода и равенство, по мнению Токвиля, явления разнопорядковые. Люди всегда предпочитают равенство свободе, поскольку оно дается легче, воспринимается подавляющим большинством с приязнью, переживается с удовольствием, не требует никаких усилий. Свобода требует от человека напряжения, больших усилий, связанных с необходимостью быть самостоятельным, делать всякий раз собственный выбор, отвечать за свои действия и их последствия. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы, поэтому следует развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание их баланса. Основные институты, необходимые для свободы: разделение властей, местное (общинное) самоуправление, свобода печати, религиозная свобода, суд присяжных, независимость судей и т.п.
Основная проблема демократии — чрезмерная централизация государственной власти. Предотвратить установление тирании большинства институциональные гарантии (представительное правление, развитое законодательство, суд присяжных и т.д.), автономия территориальных сегментов общества (местные органы власти) и демократия участия (широкое вовлечение населения в политический процесс через ассоциации и прессу). Форма правления большого значения не имеет, важно наличие представительства.
Особое внимание Токвиль уделяет воспитанию правовой культуры граждан. Его беспокойство вызывали такие проявления правовой культуры, которые приглушали дух свободы (индивидуализм, самоизоляция индивидов, их замыкание в узких рамках личной жизни, отключение от участия в общественных делах и проч.).
Именно во Франции были сформулированы принципы классического либерализма: ценность фундаментальных и неотъемлемых прав и свобод человека, автономия личности, частная собственность — основа индивидуальной свободы, правовое государство как механизм гарантии политической