Большое распространение получило «Жития Святых» . Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума» . Жития святых XVII века знаменуют собой, в известном смысле, логическое завершение древнерусской агиографии, постепенный переход к новому периоду русской литературы. В 1-й половине XVII века (период “смутного времени”) наблюдается трансформация жанра - агиографические произведения наполняются географическими реалиями ( например, “Повесть о житии Варлаама Керетского”), элементами бытовой повести (“Повесть об Ульянии Осорьиной”, “Повесть о Марфе и Марии”). 2-я половина XVII в. являет собой эпоху бурной ломки церковных, культурных и литературных традиций, что неразрывно связано с таким сложным общественно-религиозным движением, как церковный раскол. Причиной послужила реформа патриарха Никона, направленная на унификацию некоторых обычаев, обрядов, являвшихся внешним оформлением благочестия, представлявших церковный устав, исправление церковных книг, имевших расхождение с греческими оригиналами. Нарушение обряда церковной службы расценивалось старообрядцами как страшнейший грех и препятствие на пути к
Во второй половине XVII века появился ряд раскольничьих сочинений, которые по своей жанровой природе можно определить как церковную публицистику с резко выраженным полемическим характером. Памятники этого периода отражают самые разнообразные стороны религиозной, общественно-политической, нравственной и культурной жизни Руси. Особую значимость приобрела в старообрядческой письменности автобиографическая тема.
Жанр биографии был известен давно, к нему, как правило, обращались с целью изложить свои взгляды на те или иные исторические события, дать характеристики государственным, политическим или общественным деятелям. У самых истоков жанра автобиографии стоит святой Блаженный Августин (IV в.) . Также к ранним творцам автобиографии можно отнести авву Дорофея (кон. VI-нач. VII вв.) , он же является автором аскетических “Наставлений” своим ученикам и 30 “Слов” о подвижничестве, в которых приводит поучительные примеры из собственной жизни. В XIII-XVвв. в Византии свои биографии написали Никифор Влеммид (от него дошли две автобиографии) , Георгий Пахимер, император Мануил II Палеолог.
Первые образцы автобиографии на Руси появились в XVI в. : Записки Мартирия Зеленецкого, жития Герасима Болдинского и Филиппа Ирапского были записаны с их собственных слов, житие Иринарха Затворника, было составлено учеником по завещениюпо завещанию затворника. В начале XVII века было написано житие Елеазара Анзерского, в котором преподобный подробно поведал о своей подвижнической жизни на Анзерском острове.
Традиция автобиографического повествования послужила основой автобиографического творчества Аввакума и Епифания. Сочинения этих писателей-старообрядцев, объединивших в одном лице повествователя и героя агиографического произведения, не являются первым опытом создания жития-автобиографии, они во многом следовали традиции, но наполнили ее новым миропониманием. . Пустозерские узники смотрели на свои сочинения, как на жития невинных страдальцев за веру, что в значительной степени обусловило ориентировку этих произведений на канонические жития. К концу XVII века был создан огромный свод житийной литературы, традиции которой нашли свое отражение а творчестве писателей-раскольников: протопопа Аввакума, инока Епифания, игумена Феоктиста, инока Авраамия, Игнатия Соловецкого, автора жития боярыни Морозовой и др.
Как правило, исследователи отмечали, что их жития не укладываются в канонические рамки, поэтому к агиографической литературе относить их было не принято. Но единого взгляда на этот вопрос до сих пор нет. И. П. Еремин отмечает, что житие Епифания скорее лирическая исповедь, чем биография; по мнению В. Е. Гусева житие протопопа Аввакума ближе всего стоит к жанру нравоучительного бытового романа, а житие боярыни Морозовой - к историко-бытовой повести.
Жития святых XVII века знаменуют собой, в известном смысле, логическое завершение древнерусской агиографии, постепенный переход к новому периоду русской литературы. В 1-й половине XVII века (период “смутного времени”) наблюдается трансформация жанра - агиографические произведения наполняются географическими реалиями ( например, “Повесть о житии Варлаама Керетского”), элементами бытовой повести (“Повесть об Ульянии Осорьиной”, “Повесть о Марфе и Марии”). 2-я половина XVII в. являет собой эпоху бурной ломки церковных, культурных и литературных традиций, что неразрывно связано с таким сложным общественно-религиозным движением, как церковный раскол. Причиной послужила реформа патриарха Никона, направленная на унификацию некоторых обычаев, обрядов, являвшихся внешним оформлением благочестия, представлявших церковный устав, исправление церковных книг, имевших расхождение с греческими оригиналами. Нарушение обряда церковной службы расценивалось старообрядцами как страшнейший грех и препятствие на пути к
Во второй половине XVII века появился ряд раскольничьих сочинений, которые по своей жанровой природе можно определить как церковную публицистику с резко выраженным полемическим характером. Памятники этого периода отражают самые разнообразные стороны религиозной, общественно-политической, нравственной и культурной жизни Руси. Особую значимость приобрела в старообрядческой письменности автобиографическая тема.
Жанр биографии был известен давно, к нему, как правило, обращались с целью изложить свои взгляды на те или иные исторические события, дать характеристики государственным, политическим или общественным деятелям. У самых истоков жанра автобиографии стоит святой Блаженный Августин (IV в.) . Также к ранним творцам автобиографии можно отнести авву Дорофея (кон. VI-нач. VII вв.) , он же является автором аскетических “Наставлений” своим ученикам и 30 “Слов” о подвижничестве, в которых приводит поучительные примеры из собственной жизни. В XIII-XVвв. в Византии свои биографии написали Никифор Влеммид (от него дошли две автобиографии) , Георгий Пахимер, император Мануил II Палеолог.
Первые образцы автобиографии на Руси появились в XVI в. : Записки Мартирия Зеленецкого, жития Герасима Болдинского и Филиппа Ирапского были записаны с их собственных слов, житие Иринарха Затворника, было составлено учеником по завещениюпо завещанию затворника. В начале XVII века было написано житие Елеазара Анзерского, в котором преподобный подробно поведал о своей подвижнической жизни на Анзерском острове.
Традиция автобиографического повествования послужила основой автобиографического творчества Аввакума и Епифания. Сочинения этих писателей-старообрядцев, объединивших в одном лице повествователя и героя агиографического произведения, не являются первым опытом создания жития-автобиографии, они во многом следовали традиции, но наполнили ее новым миропониманием.
. Пустозерские узники смотрели на свои сочинения, как на жития невинных страдальцев за веру, что в значительной степени обусловило ориентировку этих произведений на канонические жития. К концу XVII века был создан огромный свод житийной литературы, традиции которой нашли свое отражение а творчестве писателей-раскольников: протопопа Аввакума, инока Епифания, игумена Феоктиста, инока Авраамия, Игнатия Соловецкого, автора жития боярыни Морозовой и др.
Как правило, исследователи отмечали, что их жития не укладываются в канонические рамки, поэтому к агиографической литературе относить их было не принято. Но единого взгляда на этот вопрос до сих пор нет. И. П. Еремин отмечает, что житие Епифания скорее лирическая исповедь, чем биография; по мнению В. Е. Гусева житие протопопа Аввакума ближе всего стоит к жанру нравоучительного бытового романа, а житие боярыни Морозовой - к историко-бытовой повести.