Раздел А Задания по суммативному оцениванию за раздел по предмету история Казахстана 6 класс
«Казахстан в XIII - первой половине XV веках»
Темы Образование Монгольской империи. Последствия монгольского завоевания. Могулистан. Ханство Абулхаир хана.
Цели обучения 6.2.2.3. характеризовать достижения кочевников в военном искусстве;
6.3.1.5. характеризовать героизм жителей города Отрар;
6.3.2.5. объяснять внешнюю политику государств, образованных в XIII – XV вв. на территории Казахстана, определяя взаимосвязи между историческими событиями;
Критерии оценивания -отмечает достижения монголов в военном искусстве;
-определяет героический подвиг населения города Отрар;
-указывает хронологический порядок исторических событий внешней политики государств Могулистан и Ханства Абулхаира.
Уровень мыслительных навыков Знание, понимание, применение
Время выполнения 20 минут
Задание 1. Решите тестовые задания.
1. Что являлось основным средством военного искусства монголов?
A. все ответы верны
B. Высокая бое
C. Дисциплинированность;
D. Хитрость;
E. Чёткое руководство;
2. Что составлял Чингисхан после изучения внутреннего состояния и военных сил противника?
A. Закон;
B. Маршрут;
C. План действий;
D. Приказ к подготовке боевой техники;
E. Технику обучения воинов;
3.Как называется закон Чингисхана?
A. военные;
B. торговые;
C. Яса- Жасак
D.гражданские и торговые;
E. военные и гражданские;
4. Что победам Чингисхана? Укажите несколько верных вариантов ответов.
A. Знание монголами разных языков;
B. Климат;
C. Манёвренность;
D. Решительные главнокомандующие;
E. Территориальное расположение Монгольского государства;
Задание 2. Сопоставьте понятия и факты событий героического подвига населения города Отрар.
№ Понятия ответ Факты событий
1. Каир хан Имя предателя, открывшего ворота монголам
2. Караджа B. Отрар находился в составе государства
3. «Отрарская катастрофа» C.Поводом объявления войны Чингисханом населению Казахстана
4. Полгода D. Правитель города Отрар
5. Хорезм E. Продолжалась осада города Отрар
Задание 3. Определите и укажите хронологический порядок исторических событий внешней политики государств Могулистана и Узбекского улуса.
1. Битва между войсками ойратов и Абулхаира;
2. Во главе Шайбанидов стал внук Абулхаир хана Мухаммад Шайбани;
3. Мухаммад Шайбани захватил Самарканд, Бухару и ещё несколько крепостей.
4. Образование Кашгарии;
5. Правители Могулистана вели упорную борьбу против агре
Различие. История развития двух цивилизаций России и Западной Европы различна, что проявляется в характере, национальных традициях, обычаях, политическом строе, укладе жизни.
Возраст западной цивилизации значительно отличается от русской и берет свое начало в античности. Россия же это «молодая» цивилизация с относительно короткой историей (идея «старых» и «молодых» народов). Запад «закостенел» в своем развитии, России легче освободиться от традиций, чем западной цивилизации.
Запад выработал свои ценности в культуре, философии, науке, свободе, гуманизме. Эти ценности универсальны, но в России они проявлялись весьма слабо.
Одним из признаков цивилизации Герцен назвал «мещанство», ярко проявившееся по всей Западной Европе как симптом упадка духовной культуры.
Русский народ имеет особый внутренний стержень повлиять на изменение существующего этапа культурно-исторического развития.
Общее. Стремление к свободе, установление гуманизма, развитие философии, культуры и науки характерно для обеих цивилизаций.
Русская культура формируется на основе западноевропейской. История западной цивилизации повлияла на культурно-историческое развитие России, взять, скажем, христианство.
Идея цикличности развития цивилизаций в философии А.И. Герцена приводит к мысли о смене этапа культурно-исторического развития России и Запада (русский социализм).
Россия и Европа находятся в постоянном взаимовлиянии, взаимодействии друг на друга.
Уже самое начало западноевропейской цивилизации и будущей России было различным как по времени, так и по качественному наполнению совершавшихся процессов.восточнославянский мир заметно отставал от Западной Европы. Да и само создание раннесредневековых государств на Западе и на Востоке Европы шло по-разному и опиралось на различные основы.
Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! В наше время, мирное время, не надо задумываться о том, что ты завтра будешь есть, где спать. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет уходили умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались об этом, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! С войны возвращались или калеками, людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще. Задаешься вопросом: имели ли право такие как Гитлер отнимать у людей жизни? Кто давал им такое право? Ведь у этих людей тоже были дети, жены, матери, родившие их на свет! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сердце, и есть ли оно вообще? И стоит ли мировое первенство жертв стольких людей?
Все эти вопросы остаются риторическими, потому что ни один человек не сможет дать на них однозначного ответа.
Но, говоря о цене жизни и о нашем к ней отношении, хочу затронуть еще и такой вопрос. Во время войны молодые люди боролись за свою жизнь и отдавали ее за Родину. Но что же сейчас происходит с современной молодежью? Вокруг наркотики, секты и другие «эпидемии смерти». Почему мы не ценим дарованную нам жизнь, мирную жизнь со всеми благами? Зачем сами себя губим? И снова, эти вопросы остаются без ответов…
Никто не знает, что ждет нас впереди. Может жизнь останется прежней, а быть может нагрянет Третья мировая, о которой так много говорят. Когда я задумываюсь об этом, становится страшно. Война – тяжелейшее испытание не только для человечества, но и для всей природы. А если сейчас разразится мировая война, то будет использовано ядерное оружие! К чему же это приведет? К гибели всего живого на планете, единственной планете, обладающей таким сокровищем как жизнь! Хочется верить, что все-таки люди, как существа разумные, в конце концов, научатся договариваться между собой мирным путем, не создавая угрозы для собственной жизни и жизни всего мира.