Поражение России в Крымской войне показало необходимость реформ во всех областях жизни и преодоления отставания от Запада. Реформы Александра II позволили сохранить Россию как великую мировую державу.
При Александре II был разрешен свободный выезд дворян за границу, смягчена цензура, амнистированы декабристы и петрашевцы, уничтожены военные поселения.
• Важнейшей реформой Александра II стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года.
Основные положения крестьянской реформы:
1) крестьяне получали личную свободу без земли. Земля выкупалась у помещика. Четверть выкупного платежа вносили крестьяне, а три четверти – государство. Свой долг государству крестьяне должны были вернуть в течение 49 лет.
2) до выкупа крестьяне находились в положении временно обязанных, то есть должны были нести все повинности в пользу помещика.
3) величина земельного надела, подлежащего выкупу определялся для каждой местности индивидуально и зависел от качества земли.
4) крестьяне объединялись в общину, с которой и строили свои отношения помещик и государство.
5) выкупившиеся крестьяне получали свободу в определении рода занятий и могли переходить в другие сословия.
Таким образом, крестьянская реформа стала компромиссом между крестьянами, помещиками и правительством. Земельные наделы, подлежащие обязательному выкупу, были очень малыми и их цена явно завышенной. Кроме того, помещики отдавали крестьянам малопригодные земли, оставляя себе земли более качественные.
• В 1864 году проведена Земская реформа, по которой в уездах и губерниях создавались выборные Земские собрания, в которых из-за имущественного ценза лидировали дворяне. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования и благотворительные учреждения. На деятельность земств отпускались все местные налоги. Первоначально земства создавались в 34 губерниях и постепенно распространялись на всю Россию. Процесс создания земств растянулся до 1911 года. Работа земств активизировало местное самоуправление и вскоре земства превратились в очаги оппозиции правительству.
• Судебная реформа 1864 года. В основу реформы легли принципы: бессословности, равенства перед законом, независимости суда, создание суда присяжных и права на адвокатскую защиту. Все мелкие гражданские и уголовные дела рассматривались в уездном мировом суде. Мировые судьи избирались земством. Более значительные дела рассматривались в коронном суде, состоявшем из окружного суда и судебной палаты. В судебные округа входило несколько губерний. К судопроизводству привлекались присяжные заседатели.
Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Он рассматривал политические и тяжкие уголовные дела и принимал апелляции из окружных судов. Судьи сенаты и округов назначались правительством по представлению министра юстиции.
Судебный процесс становился гласным (в присутствии зрителей) и состязательным. В суде требовалось доказать вину подсудимого. Подсудимый имел право на адвокатскую защиту.
• Городская реформа 1870 года. В городах создавались выборные городские Думы. Выборы в Думу проводились на основании имущественного ценза, что обеспечивало господство в думе дворян и буржуазии. Думы занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения и образования. На деятельность Думы передавались местные налоги. Деятельность городских Дум контролировалось губернаторами и Сенатом.
• Военные реформы. Страна делилась на военные округа во главе с генерал-губернаторами. С января 1874 года вводилась всеобщая воинская повинность с 20-летнего возраста. Срок службы сокращался до 6 лет. В зависимости от уровня образования срок службы мог быть сокращен до 6 месяцев. Вводились многочисленные льготы и отсрочки по призыву. Военные реформы во многом подняли гражданское самосознание общества и боеготовность армии, что проявило себя во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
В итоге реформ 60–70-х годов Россия значительно продвинулась по пути модернизации, появились предпосылки к переходу к капитализму. Однако многие реформы носили компромиссный характер, в результате реформ общество не получило никаких конкретных рычагов для влияния на правительство.
Поражение России в Крымской войне показало необходимость реформ во всех областях жизни и преодоления отставания от Запада. Реформы Александра II позволили сохранить Россию как великую мировую державу.
При Александре II был разрешен свободный выезд дворян за границу, смягчена цензура, амнистированы декабристы и петрашевцы, уничтожены военные поселения.
• Важнейшей реформой Александра II стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года.
Основные положения крестьянской реформы:
1) крестьяне получали личную свободу без земли. Земля выкупалась у помещика. Четверть выкупного платежа вносили крестьяне, а три четверти – государство. Свой долг государству крестьяне должны были вернуть в течение 49 лет.
2) до выкупа крестьяне находились в положении временно обязанных, то есть должны были нести все повинности в пользу помещика.
3) величина земельного надела, подлежащего выкупу определялся для каждой местности индивидуально и зависел от качества земли.
4) крестьяне объединялись в общину, с которой и строили свои отношения помещик и государство.
5) выкупившиеся крестьяне получали свободу в определении рода занятий и могли переходить в другие сословия.
Таким образом, крестьянская реформа стала компромиссом между крестьянами, помещиками и правительством. Земельные наделы, подлежащие обязательному выкупу, были очень малыми и их цена явно завышенной. Кроме того, помещики отдавали крестьянам малопригодные земли, оставляя себе земли более качественные.
• В 1864 году проведена Земская реформа, по которой в уездах и губерниях создавались выборные Земские собрания, в которых из-за имущественного ценза лидировали дворяне. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования и благотворительные учреждения. На деятельность земств отпускались все местные налоги. Первоначально земства создавались в 34 губерниях и постепенно распространялись на всю Россию. Процесс создания земств растянулся до 1911 года. Работа земств активизировало местное самоуправление и вскоре земства превратились в очаги оппозиции правительству.
• Судебная реформа 1864 года. В основу реформы легли принципы: бессословности, равенства перед законом, независимости суда, создание суда присяжных и права на адвокатскую защиту. Все мелкие гражданские и уголовные дела рассматривались в уездном мировом суде. Мировые судьи избирались земством. Более значительные дела рассматривались в коронном суде, состоявшем из окружного суда и судебной палаты. В судебные округа входило несколько губерний. К судопроизводству привлекались присяжные заседатели.
Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Он рассматривал политические и тяжкие уголовные дела и принимал апелляции из окружных судов. Судьи сенаты и округов назначались правительством по представлению министра юстиции.
Судебный процесс становился гласным (в присутствии зрителей) и состязательным. В суде требовалось доказать вину подсудимого. Подсудимый имел право на адвокатскую защиту.
• Городская реформа 1870 года. В городах создавались выборные городские Думы. Выборы в Думу проводились на основании имущественного ценза, что обеспечивало господство в думе дворян и буржуазии. Думы занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения и образования. На деятельность Думы передавались местные налоги. Деятельность городских Дум контролировалось губернаторами и Сенатом.
• Военные реформы. Страна делилась на военные округа во главе с генерал-губернаторами. С января 1874 года вводилась всеобщая воинская повинность с 20-летнего возраста. Срок службы сокращался до 6 лет. В зависимости от уровня образования срок службы мог быть сокращен до 6 месяцев. Вводились многочисленные льготы и отсрочки по призыву. Военные реформы во многом подняли гражданское самосознание общества и боеготовность армии, что проявило себя во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
В итоге реформ 60–70-х годов Россия значительно продвинулась по пути модернизации, появились предпосылки к переходу к капитализму. Однако многие реформы носили компромиссный характер, в результате реформ общество не получило никаких конкретных рычагов для влияния на правительство.