Происхождение названия "Казань" до сих пор вызывает споры историков. Слово "казан" имеет давнюю историю. Одно из его значений - "котел". По древней легенде, нерадивый слуга хана Алтынбека уронил в реку золотой котел, символ власти и могущества господина. В результате реку назвали Казанской, а город на ее берегу Казанью. Но вполне возможно, что случились эти события вовсе не в том месте, где теперь находится город… Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана. Стоявшие на высоком 80-метровом холме крепость и городок занимали площадь всего 6 гектаров. Но до наших дней здесь сохранились лишь остатки высоких крепостных валов. Вероятно, в конце XIV века город, а точнее, его название "Казань" перенесли отсюда на современное место. Настоящий возраст Казани удалось выяснить сравнительно недавно. В 1997 г. один из рабочих, работавший на раскопках в казанском Кремле, случайно нашел небольшую монетку, использовавшуюся когда-то как женское украшение. Специалисты датировали ее 929-930 гг. Оказалось, что эта монета - единственная в мире, отчеканенная еще при жизни пражского князя Ватслава, что явилось настоящим открытием даже для чешских археологов: оказывается, монеты в древней Праге начали чеканить на столетие раньше, чем считалось. А возраст Казани был определен в 1 000 лет… Современная Казань связана с именами многих известных людей: Пушкина и Баратынского, Лобачевского и Льва Толстого, Владимира Ульянова, Максима Горького, Федора Шаляпина. Кстати, в Казани, на родине певца, стоит единственный в России памятник Шаляпину. Без последствий для города не визиты многих сильных мира сего. Например, Петропавловский собор, уникальный памятник архитектуры русского барокко, был построен в 1726 г. казанским купцом Михляевым в честь посещения города Петром I. Одна из центральных пешеходных и торговых улиц города, аналог московского Арбата, сегодня носит имя Баумана. Но так было далеко не всегда. При взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. была взорвана часть городской крепостной стены, в которой образовался пролом. Улицу, проложенную на этом месте, так и назвали: Большая Проломная. На месте пролома была построена церковь Богоявления. Сначала деревянная, а в 1731 г. - каменная До наших дней не сохранилась построенная здесь Андреевская церковь, уничтоженная в 30-е гг. В храме Богоявления за годы советской власти чего только не бывало: и склад, и спортзал Казанского университета, и даже зверинец. А колокольня, построенная в начале XIX века, стоит до сих пор. Спроектированная в псевдоготическом стиле, она чем-то напоминает католический костел, украшена шестиугольной звездой Давида и пятиугольной звездой Соломона. Сегодня казанские археологи продолжают исследования на территории города, в основном в Кремле. Недавно внутри современной территории Кремля на глубине в несколько метров им удалось открыть стоявшую здесь во времена Ивана Грозного выстроенную из дерева кожевенную мастерскую и часть городской улицы, покрытой деревом. Удалось найти огромное количество монет, уникальной керамики и украшений.
Области, подвластные Персидской державе, можно разделить на две группы. К одной принадлежали обширные пространства Восточного Ирана, а также Средней Азии и других периферийных областей, где рабовладение было ещё слабо развито, господствовало натуральное хозяйство и продолжали существовать многие пережитки первобытно-общинного строя. Рядом с более развитыми земледельческими областями и вперемежку с ними здесь были расположены территории племён, как оседлых, так и главным образом кочевых, которые ещё не переступили порога классового общества. Наиболее важными из земледельческих областей были расположенные на юге Средней Азии и в прилегающих частях Восточного Ирана: Гиркания (к юго- востоку от Каспийского моря) , Парфия (центральная часть Южного Туркменистана и примыкающие к ней части Ирана, населённые частично кочевниками) , Маргиана (долина реки Мургаба в восточной части Туркменской ССР) , Арейя (Северо-Западный Афганистан) , Бактрия (север Афганистана и юг Таджикской ССР) , Согдиана, находившаяся к северу от Бактрии (между Аму-Дарьёй и Сыр-Дарьёй, древними Оксом и Яксартом) , и выдававшийся далеко на север по нижнему течению Окса Хорезм. С севера эти области были окружены степями, заселёнными племенами кочевников: дахов, массагетов, саков. О положении этих областей известно очень немногое. Другую группу составляли наиболее развитые в хозяйственном отношении переднеазиатские сатрапии державы Ахеменидов, которые давали основную массу доходов персидским царям и были экономическим центром государства. С этих областей — Малой Азии, Заречья (области к западу от реки Тигра — Сирия, Финикия, Палестина и Северная Месопотамия) , Армении, Вавилонии, Элама, Лидии — персидские цари получали в виде налогов вдвое большую сумму, чем со всей остальной державы. В областях Передней Азии сохранялись в основных чертах те общественные отношения, которые сложились ещё при ассирийцах, в VIII—VII вв. до н. э. Основная территоррш, составлявшая собственность царя, была заселена общинниками, вероятно, не имевшими права покидать своей общины. Они были обложены многообразными тяжёлыми налогами, пошлинами и повинностями в пользу царской казны. На этой же территории находились рабовладельческие имения самого царя и крупной персидской знати. Другая часть земель принадлежала храмам и городам. Именно здесь находились очаги наиболее развитого рабовладения К этой группе областей по своему социально-экономическому строю примыкал и Египет. Но в отличие от других сатрапий Египет был наименее связан с Персидской державой; в течение VI—IV вв. значительную часть времени Египет вообще не находился под властью персов.
Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана. Стоявшие на высоком 80-метровом холме крепость и городок занимали площадь всего 6 гектаров. Но до наших дней здесь сохранились лишь остатки высоких крепостных валов. Вероятно, в конце XIV века город, а точнее, его название "Казань" перенесли отсюда на современное место.
Настоящий возраст Казани удалось выяснить сравнительно недавно. В 1997 г. один из рабочих, работавший на раскопках в казанском Кремле, случайно нашел небольшую монетку, использовавшуюся когда-то как женское украшение. Специалисты датировали ее 929-930 гг. Оказалось, что эта монета - единственная в мире, отчеканенная еще при жизни пражского князя Ватслава, что явилось настоящим открытием даже для чешских археологов: оказывается, монеты в древней Праге начали чеканить на столетие раньше, чем считалось. А возраст Казани был определен в 1 000 лет…
Современная Казань связана с именами многих известных людей: Пушкина и Баратынского, Лобачевского и Льва Толстого, Владимира Ульянова, Максима Горького, Федора Шаляпина. Кстати, в Казани, на родине певца, стоит единственный в России памятник Шаляпину.
Без последствий для города не визиты многих сильных мира сего. Например, Петропавловский собор, уникальный памятник архитектуры русского барокко, был построен в 1726 г. казанским купцом Михляевым в честь посещения города Петром I.
Одна из центральных пешеходных и торговых улиц города, аналог московского Арбата, сегодня носит имя Баумана. Но так было далеко не всегда. При взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. была взорвана часть городской крепостной стены, в которой образовался пролом. Улицу, проложенную на этом месте, так и назвали: Большая Проломная. На месте пролома была построена церковь Богоявления. Сначала деревянная, а в 1731 г. - каменная
До наших дней не сохранилась построенная здесь Андреевская церковь, уничтоженная в 30-е гг. В храме Богоявления за годы советской власти чего только не бывало: и склад, и спортзал Казанского университета, и даже зверинец. А колокольня, построенная в начале XIX века, стоит до сих пор. Спроектированная в псевдоготическом стиле, она чем-то напоминает католический костел, украшена шестиугольной звездой Давида и пятиугольной звездой Соломона.
Сегодня казанские археологи продолжают исследования на территории города, в основном в Кремле. Недавно внутри современной территории Кремля на глубине в несколько метров им удалось открыть стоявшую здесь во времена Ивана Грозного выстроенную из дерева кожевенную мастерскую и часть городской улицы, покрытой деревом. Удалось найти огромное количество монет, уникальной керамики и украшений.
Другую группу составляли наиболее развитые в хозяйственном отношении переднеазиатские сатрапии державы Ахеменидов, которые давали основную массу доходов персидским царям и были экономическим центром государства. С этих областей — Малой Азии, Заречья (области к западу от реки Тигра — Сирия, Финикия, Палестина и Северная Месопотамия) , Армении, Вавилонии, Элама, Лидии — персидские цари получали в виде налогов вдвое большую сумму, чем со всей остальной державы.
В областях Передней Азии сохранялись в основных чертах те общественные отношения, которые сложились ещё при ассирийцах, в VIII—VII вв. до н. э. Основная территоррш, составлявшая собственность царя, была заселена общинниками, вероятно, не имевшими права покидать своей общины. Они были обложены многообразными тяжёлыми налогами, пошлинами и повинностями в пользу царской казны. На этой же территории находились рабовладельческие имения самого царя и крупной персидской знати. Другая часть земель принадлежала храмам и городам. Именно здесь находились очаги наиболее развитого рабовладения
К этой группе областей по своему социально-экономическому строю примыкал и Египет. Но в отличие от других сатрапий Египет был наименее связан с Персидской державой; в течение VI—IV вв. значительную часть времени Египет вообще не находился под властью персов.