Духовная культура Китая в 16–18 вв. развивалась под сильным влиянием идей конфуцианства. Создательэтого учения – мыслитель Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремиться человеку. В период Минской империи в Китае особенное развитие получили филология и история . В эту эпоху стать чиновником мог только образованный человек. Государство выделяло стипендии для подготовки к экзаменам на высшие ученые степени. Такой экзамен проходил в столице под наблюдением придворных академиков
Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годах. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат. результат-Четвёртый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства.
Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство на более чем 50 лет; на месте бывшей империи создаются государства: Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией.
Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство на более чем 50 лет; на месте бывшей империи создаются государства: Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией.