Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство.
Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.
Судебный устав 1864 года — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.
Советы (изначально - Советы рабочих и солдатских депутатов) возникли после Февральской революции как оппозиционный орган в своеобразном двоевластии, сложившемся после низложения царского правительства и роспуска Государственной думы. После Октябрьской революции Советы стали единственными официальными органами законодательной власти, представляя собой советский аналог парламентов. Однако, в отличие от буржуазной демократии, при Советской власти не полностью соблюдался принцип разделения властей, и Советы также обладали и контролем над местной исполнительной властью. Изначально в Советах были представлены большевики и левые эсеры, затем уже только большевики из политических партий.
Совнарком (Совет народных комиссаров) - орган исполнительной власти, аналог кабинета министров. Совнаркому подчинялись различные наркоматы (министерства), председателем Совнаркома был Владимир Ильич Ленин. В первые годы существования Советской власти именно Совнарком был высшим органом государственной власти.
РСДРП(б), переименованная в РКП(б), позднее в ВКП(б) - партия большевиков, первое время оставалась просто партией, то есть общественной организацией, но после разгона левых эсеров и анархистов это стала единственная разрешенная в стране партия, и фактически орган государственной власти. При Сталине главой партии стал генеральный секретарь, и должность генерального секретаря стала высшей должностью в стране.
Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство.
Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.
Судебный устав 1864 года — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.
В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.
Советы (изначально - Советы рабочих и солдатских депутатов) возникли после Февральской революции как оппозиционный орган в своеобразном двоевластии, сложившемся после низложения царского правительства и роспуска Государственной думы. После Октябрьской революции Советы стали единственными официальными органами законодательной власти, представляя собой советский аналог парламентов. Однако, в отличие от буржуазной демократии, при Советской власти не полностью соблюдался принцип разделения властей, и Советы также обладали и контролем над местной исполнительной властью. Изначально в Советах были представлены большевики и левые эсеры, затем уже только большевики из политических партий.
Совнарком (Совет народных комиссаров) - орган исполнительной власти, аналог кабинета министров. Совнаркому подчинялись различные наркоматы (министерства), председателем Совнаркома был Владимир Ильич Ленин. В первые годы существования Советской власти именно Совнарком был высшим органом государственной власти.
РСДРП(б), переименованная в РКП(б), позднее в ВКП(б) - партия большевиков, первое время оставалась просто партией, то есть общественной организацией, но после разгона левых эсеров и анархистов это стала единственная разрешенная в стране партия, и фактически орган государственной власти. При Сталине главой партии стал генеральный секретарь, и должность генерального секретаря стала высшей должностью в стране.