в конце x в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — русь. подчиняясь власти, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в государственных делах. совершая военные походы, князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. в таких походах воины были объединены общей целью. с такими настроениями они возвращались к себе домой.
в мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. на киевском торге сходились жители всех славянских земель. в процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал единый язык.
принятие христианства и вера в единого бога ещё больше сплотили население. так постепенно складывалась народность
основные слои населения древней руси
перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в государстве стали составлять единое общество. однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
князь
правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками рюрика. князь опирался на дружину.
с принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
земельные отношения
главным занятием населения руси оставалось сельское хозяйство. земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. при этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.
стали появляться и личные земельные владения. князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.
князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также церкви. появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. он мог вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.
с возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. большинство из них работали на земле князей и вотчинников. были среди них и слуги.
эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.
Общеевропейское значение в xviii в. получила французская просветительная в лице вольтера, монтескьё, руссо, дидро и др. писателей. общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во франции на вопросы политического и социального характера, тогда как просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок жизни и т. п.) . одна из ключевых эпох в европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. в основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. начавшись в , это движение распространилось на францию, германию, россию и охватило другие страны европы. особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум» . принципы просвещения были положены в основу американской декларации независимости и французской декларации прав человека и гражданина. интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни европы и америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. кроме того, оно авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
формирование народности
в конце x в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — русь. подчиняясь власти, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в государственных делах. совершая военные походы, князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. в таких походах воины были объединены общей целью. с такими настроениями они возвращались к себе домой.
в мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. на киевском торге сходились жители всех славянских земель. в процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал единый язык.
принятие христианства и вера в единого бога ещё больше сплотили население. так постепенно складывалась народность
основные слои населения древней руси
перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в государстве стали составлять единое общество. однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
князь
правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками рюрика. князь опирался на дружину.
с принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
земельные отношения
главным занятием населения руси оставалось сельское хозяйство. земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. при этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.
стали появляться и личные земельные владения. князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.
князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также церкви. появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. он мог вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.
с возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. большинство из них работали на земле князей и вотчинников. были среди них и слуги.
эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.