Ст. 114-117 Законов Хаммурапи определяют патриархальное право отцов семейства распоряжаться членами своей семьи как собственностью и отдавать их в залог кредита. Операции отличались от простого ростовщичества тем, что в данное случае заимодавец забирал заложников из семьи должника в качестве обеспечения не выплаченной в срок задолженности (ст. 115) или во временное замещение предоставленного займа (ст. 114). В ст. 117-119 описывается ситуация передачи главой семьи члена своей семьи в рабство за уплату долга, который не был выплачен. Законы Хаммурапи запрещали последующую перепродажу членов семьи, которые должны были обслуживать именно закабалителя или первого покупателя. Из ст. 117, 119 Законов Хаммурапи также следует, что глава семьи мог продавать или выдавать в «кабалу» членов своей семьи только в уплату непогашенного долга и только на три года. Очевидно, Законы Хаммурапи лишили главу семьи возможности свободно (не ради уплаты долга, а для обогащения) распоряжаться членами своей семьи и продавать их в рабство. В ст. 116 говорится, что если заложник, полноправный человек, умер в доме залогодержателя-заимодавца от побоев или дурного обращения, то следует казнить сына заимодавца.
сегодня россия обречена. гибель огромного организма, милосердно быстрая в времени, успокоительно постепенна во времени современников. те же города, тот же язык, те же окружающие ну, приезжие, ну, реформы и трудности, ну, отпали союзные республики - но жизнь все-таки продолжается, и тысячелетняя страна переживет трудности и сохранится. психологическая установка не велит нам понимать зеркало так, что морщина - это отражение дороги к могиле! а если морщина превратилась в овраг, куда мы провалились? тогда политики нам нагло лгут о временных и неизбежных особенностях рельефа местности на пути в тот лучший мир, где каждый наконец-то получит обещанное счастье. с кладбищенских ворот сняли кумачовую вывеску "коммунизм" и водрузили табличку "рынок". на этом рынке торгуют нами, сограждане. государство поднимается и существует до тех пор, пока интересы господствующих и определяющих сил общества в основном и по большей части с интересами государства - и лишь по меньшей мере с ними расходятся. когда подъем и существование государства - в интересах господствующих сил. когда результирующий вектор тех и других интересов пусть хоть невелик, да совпадает. когда интересы господствующих сил расходятся с интересами государства - государству хана. ибо государство и есть форма самоорганизации сил, составляющих общество. а теперь поставим вопрос с циничной прямотой пьяного римлянина: кто сегодня кровно отождествляет свои интересы с интересами единого, сильного и вообще существующего российского государства? оторопь и холодный пот будут нам ответом. легкая растерянность переходит в недоверчивую улыбку, чтобы в конце концов смениться ужасом. и по мере времени и отщелкивающих событий отчаяние превращается в обреченность. потому что таких господствующих сил в россии сегодня нет. я начал писать эту книгу не раньше, чем убедился в этой истине и оправился от вызванного ею шока. вот только не надо благоглупых фраз типа: "россия никогда не погибнет! " погибнет, разумеется. и россия, и цивилизация, и человечество, и галактика, и вселенная. но это еще не повод бараном идти на заклание сейчас. в конце концов, оптимист отличается от пессимиста только на сроки конца света. и когда родители борются за жизнь своего ребенка - они сражаются не за его бессмертие, а за то, чтобы он сполна и счастливо прожил отмеренный человеку срок. мой оптимизм, и презрение к любому приказу, пусть это даже приказ , не мне согласиться с гибелью моей страны. тем более что гибель стран происходит не "сама собой", а проявляется и реализуется через воззрения и действия идиотов и негодяев. при этом идиоты могут быть интеллектуальны и неподкупны, а негодяи - умны и храбры. отличительный признак гибели страны - появляется много болванов, мерзавцев и подлецов. означает ли это, что в считанные месяцы и годы меняется природа людей, в том числе даже зрелых? нет, разумеется. это означает, что люди вступили между собой в такие системные отношения, что их реакции на внешние раздражители стали неадекватны: дегенерация системы при том же наполнителе. то есть. воздействовать надо на людей, но иметь в виду изменение системы. что такое пророк? это человек, который видит реальность там, где все видят миф. пророка надлежит оплевать и убить, ибо он оскорбляет мировосприятие общества, низводит авторитеты и подрывает устои. посмертно его учение принимается - и в новом, изменившемся мире становится очередным мифом. определяя правду, ты неизбежно отрясаешь мифы с декораций современности. в системе координат благонамеренного общества и оболваненной толпы - ты разрушитель, нигилист, чудак, дурак, негодяй, неуч, саморекламщик, святотатец. ибо миф для толпы - вопрос не знания, но веры как столпа морали. необходимо, сдувая радужную пыльцу и маскировочные сети мифов, ответить на главные вопросы - ясно и честно, коротко и исчерпывающе: кто нами правит? чего власть хочет и что она может? почему провалилась нынешняя власть? почему священное слово "демократия" по- звучит "воровство"? почему даже официально имеющиеся государственные (народные) деньги не используются для народа (государства), а скачиваются на заграничные счета - официально? почему гибнет богатая и многолюдная страна, на которую никто не напал? почему мы вымираем? почему ложь торжествует, а преступление ненаказуемо? почему все происходящие у нас изменения - к худшему? почему нет суда над компартией, если она преступна - и нет памятников сталину, троцкому, зиновьеву, кирову и другим лидерам страны, если она не преступна?