Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.
Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъективным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.
Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.
В XVIII — XIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества, Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.
И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и государство без извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без оседлого населения не смогут развиваться.
С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.
В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным хозяйственно-экономического развития. При к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
О и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев, А. Х. Маргулан, и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».
Роль и место номадизма в истории Казахстана
В середине XX в. начали выходить в свет труды казахских историков, посвященные кочевой проблематике. Среди них работы С. 3. Зиманова "Общественный строй казахов в первой половине XIX века", В. Ф. Шахматова "Казахская пастбищно-кочевая община", С. Е. Толыбекова "Кочевое общество казахов в XVIII—XX вв.", Д. Кшибекова "Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок", Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов" и др. По мнению этих ученых, кочевники самостоятельно достигают первых ступеней классового общества, а дальнейшее их развитие зависит от влияния оседлых народов, т. е. кочевой социум — это общественно-историческое объединение с ограниченными перспективами развития. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат высказывания, подчеркивающие высокий уровень культуры и достоинства социального устройства древних и средневековых кочевых объединений. С мнением же о том, что кочевая цивилизация — закономерное явление в истории человечества, своеобразный вид хозяйственной деятельности, культуры и жизненного уклада, согласны большинство ученых.
История нашего государства, Независимого Казахстана неразрывно связана с именем Лидера Нации - Нурсултана Абишевича Назарбаева. С первых дней Независимости государственная этнополитика направлена на построение казахстанской государственности, реальное воплощение идеи единства и целостности народа Казахстана.
В Конституции заложен прочный, отвечающий международным стандартам правовой фундамент казахстанской модели общественного согласия и межэтнической толерантности, признанной в мире, проверенной временем, доказанной практикой. Я уверена, что именно политическая воля руководства страны позволила создать и в дальнейшем совершенствовать действенные механизмы реализации гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности. Председателем Ассамблеи Народов Казахстана является Президент - гарант Конституции, и этим определен ее высокий статус как общественно-политического института.
Если в первые годы работа Ассамблеи больше несла в себе политический смысл, то сегодня это структура, которая охватывает своим вниманием все сферы нашей жизни – культуру, образование, религию, народное хозяйство и много другое. Поддерживая идеи главы государства, она занимается информационно-пропагандистской работой осуществлять такие долго цели, как вхождение нашей страны в тридцатку развитых стран мира, реализация новой экономической политики «Нұрлы Жол», патриотической идеи, направленной в будущее, - «Мәңгілік Ел».
Созданная по инициативе Первого Президента страны Н.А. Назарбаева, Ассамблея народа Казахстана сегодня являет собой качественно новый уровень над политического института народного представительства и, соответственно, его идеологическая, научная, образовательная и воспитательная функции значительно возрастают. Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Н. Назарбаева стала узнаваемым брендом Казахстана и уникальной площадкой межкультурного диалога. Модель презентована в Организации Объединенных Наций, странах-участницах ОБСЕ, в государствах, где крупные международные форумы.
Концепция казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Н. Назарбаева переведена на 50 языков мира.
Это - национальное возрождение и развитие казахской нации, национальной свободы и независимости, казахской государственности, истории, языка, обычаев, традиций, культуры казахов, как фундамента казахстанского общества.
2015 год - знаковый год в истории современного Казахстана. В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - путь в будущее» особо подчеркивается, что 2015 год - это год возвеличивания национальной истории и знаменательных рубежей с точки зрения оценки достигнутых за годы независимости высот. Обозначены ключевые события и юбилейные даты нашей страны - 20 лет Ассамблеи народа Казахстана; 20-летие Конституции РК, 550-летие Казахского ханства; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, которые станут масштабной демонстрацией реализации принципов идеи мира и общественного согласия Нурсултана Назарбаева.
Подписанный Главой государства Указ «Об объявлении 2015 года Годом Ассамблеи народа Казахстана» еще раз подчеркивает идею о последовательной государственной политике по укреплению национального единства и общественного согласия в условиях, когда в мире этнические и религиозные конфликты стали определенным вызовом современности.
20-летний период деятельности Ассамблеи - это не только торжество уникального над политического института народного представительства, это последовательное формирование ценностных базовых основ общественного согласия, в основе которых лежит принцип толерантности казахского народа, проявленный на всех этапах сложного исторического развития.
За эти годы существенно «повзрослела» и Ассамблея, успешно доказав эффективность в роли политического инструмента, гармонизирующего межэтнические отношения. Сформирована солидная правовая основа для ее укрепления, развития межкультурного диалога, межведомственного взаимодействия и межпартийного сотрудничества.
Как патриот своей страны я горда, что Казахстан сегодня — общий дом для представителей 130 этносов. И политика нашего государства и в частности деятельность Ассамблеи народа Казахстана, является международным примером, который уже получил формальный титул «уникального».
Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.
Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъективным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока, носит название европоцентризм. О кочевниках писали народы, которые вели оседлый образ жизни, их описывал Геродот, китайские историки. Теория о кочевничестве и о кочевом государстве возникла позже.
Поскольку до XV-XVI вв. европейцы знали о кочевниках лишь по их периодическим нашествиям на Европу, они воспринимали кочевые народы не иначе как своих врагов.
В XVIII — XIX вв. европейские ученые высказывали свое мнение о кочевниках. Так, Монтескье рассматривал их как справедливых и вольных людей свободного общества, Фергюсон, А. Смит доказывали, что у кочевников имущественное и социальное неравенство проявилось раньше всех. И. Кант сделал вывод, что само государство как таковое возникает в результате столкновения кочевников и оседлых людей. Ф. Гегель считал, что, несмотря на наличие у кочевников социальных противоречий, государственности у них не было.
И хотя взгляды ученых были разными, но больший акцент в них делался на негативные стороны жизни кочевого общества. Например, такие ученые, как Торнвальд, Тойнби, считали, что кочевники не в силах создать цивилизованное общество и государство без извне. По мнению большинства исследователей, кочевые сообщества без оседлого населения не смогут развиваться.
С 1920-1940х годов кочевая цивилизация становится предметом специальных исследований.
В 60—70-х годах XX в. отдельные ученые стали признавать объективный характер возникновения кочевого образа жизни в силу географических, экономических и других факторов. Это не являлось "отступлением от пути к цивилизации", а было своеобразным хозяйственно-экономического развития. При к особенностям природно-географической среды, кочевники были вынуждены заниматься именно скотоводством. С увеличением поголовья скота им приходилось постоянно перемещаться в поисках новых пастбищ, что привело к возникновению кочевого образа жизни.
О и своеобразной культуре кочевников в свое время говорили В. Радлов, Л. Н. Гумилев, Б. Я. Владимирцев, А. Х. Маргулан, и др. «Степную грамоту» кочевников высоко оценил Б. Я. Владимирцев. Он пишет, что «монголы часто отличаются превосходной памятью и могут, прослушав 2-3 раза какое-нибудь понравившееся им поразившее их сказание, повторить его почти дословно».
Роль и место номадизма в истории Казахстана
В середине XX в. начали выходить в свет труды казахских историков, посвященные кочевой проблематике. Среди них работы С. 3. Зиманова "Общественный строй казахов в первой половине XIX века", В. Ф. Шахматова "Казахская пастбищно-кочевая община", С. Е. Толыбекова "Кочевое общество казахов в XVIII—XX вв.", Д. Кшибекова "Кочевое общество: возникновение, развитие, упадок", Н. Масанова "Кочевая цивилизация казахов" и др. По мнению этих ученых, кочевники самостоятельно достигают первых ступеней классового общества, а дальнейшее их развитие зависит от влияния оседлых народов, т. е. кочевой социум — это общественно-историческое объединение с ограниченными перспективами развития. Тем не менее, в последнее время все чаще звучат высказывания, подчеркивающие высокий уровень культуры и достоинства социального устройства древних и средневековых кочевых объединений. С мнением же о том, что кочевая цивилизация — закономерное явление в истории человечества, своеобразный вид хозяйственной деятельности, культуры и жизненного уклада, согласны большинство ученых.
По мнению крупнейшего археолога К. А. Акишева
История нашего государства, Независимого Казахстана неразрывно связана с именем Лидера Нации - Нурсултана Абишевича Назарбаева. С первых дней Независимости государственная этнополитика направлена на построение казахстанской государственности, реальное воплощение идеи единства и целостности народа Казахстана.
В Конституции заложен прочный, отвечающий международным стандартам правовой фундамент казахстанской модели общественного согласия и межэтнической толерантности, признанной в мире, проверенной временем, доказанной практикой. Я уверена, что именно политическая воля руководства страны позволила создать и в дальнейшем совершенствовать действенные механизмы реализации гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности. Председателем Ассамблеи Народов Казахстана является Президент - гарант Конституции, и этим определен ее высокий статус как общественно-политического института.
Если в первые годы работа Ассамблеи больше несла в себе политический смысл, то сегодня это структура, которая охватывает своим вниманием все сферы нашей жизни – культуру, образование, религию, народное хозяйство и много другое. Поддерживая идеи главы государства, она занимается информационно-пропагандистской работой осуществлять такие долго цели, как вхождение нашей страны в тридцатку развитых стран мира, реализация новой экономической политики «Нұрлы Жол», патриотической идеи, направленной в будущее, - «Мәңгілік Ел».
Созданная по инициативе Первого Президента страны Н.А. Назарбаева, Ассамблея народа Казахстана сегодня являет собой качественно новый уровень над политического института народного представительства и, соответственно, его идеологическая, научная, образовательная и воспитательная функции значительно возрастают. Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Н. Назарбаева стала узнаваемым брендом Казахстана и уникальной площадкой межкультурного диалога. Модель презентована в Организации Объединенных Наций, странах-участницах ОБСЕ, в государствах, где крупные международные форумы.
Концепция казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Н. Назарбаева переведена на 50 языков мира.
Это - национальное возрождение и развитие казахской нации, национальной свободы и независимости, казахской государственности, истории, языка, обычаев, традиций, культуры казахов, как фундамента казахстанского общества.
2015 год - знаковый год в истории современного Казахстана. В Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - путь в будущее» особо подчеркивается, что 2015 год - это год возвеличивания национальной истории и знаменательных рубежей с точки зрения оценки достигнутых за годы независимости высот. Обозначены ключевые события и юбилейные даты нашей страны - 20 лет Ассамблеи народа Казахстана; 20-летие Конституции РК, 550-летие Казахского ханства; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, которые станут масштабной демонстрацией реализации принципов идеи мира и общественного согласия Нурсултана Назарбаева.
Подписанный Главой государства Указ «Об объявлении 2015 года Годом Ассамблеи народа Казахстана» еще раз подчеркивает идею о последовательной государственной политике по укреплению национального единства и общественного согласия в условиях, когда в мире этнические и религиозные конфликты стали определенным вызовом современности.
20-летний период деятельности Ассамблеи - это не только торжество уникального над политического института народного представительства, это последовательное формирование ценностных базовых основ общественного согласия, в основе которых лежит принцип толерантности казахского народа, проявленный на всех этапах сложного исторического развития.
За эти годы существенно «повзрослела» и Ассамблея, успешно доказав эффективность в роли политического инструмента, гармонизирующего межэтнические отношения. Сформирована солидная правовая основа для ее укрепления, развития межкультурного диалога, межведомственного взаимодействия и межпартийного сотрудничества.
Как патриот своей страны я горда, что Казахстан сегодня — общий дом для представителей 130 этносов. И политика нашего государства и в частности деятельность Ассамблеи народа Казахстана, является международным примером, который уже получил формальный титул «уникального».