«Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».
Эпоха просвещения (XVIII) вошла в историю как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Европы, а просветительские идеи охватили также Англию, Германию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготовили рождение новой культуры. Это выражалось в новом понимании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему. Отличительная черта идеологии Просвещения — надежна на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.
Из книги и. б. грекова и ф. ф. шахмагонова пришло время ивана калиты. он точно уловил, что нужно орде в тот момент: регулярный и всевозрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших перехватить значительную долю того, что причиталось хану. время, процесс требовали появления на руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны, нейтрализовать её губительное действие. такой личностью оказался иван калита. никоновская летопись сообщает, что, как только иван данилович укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на земле и татары перестали её воевать. однако эта тишина была обманчива. он откупался от орды, собирая дань; оставлял и себе немалую толику для укрепления москвы, собирая казну (калиту) впрок и ещё, быть может, на освобождение от ордынского ига. иван калита сделал многое для того, чтобы на земле не появлялись ордынские шайки грабителей. внешне он выражал полную покорность ордынскому хану, но одновременно создавал и создал материальные предпосылки для усиления москвы. пойдёт?
Эпоха просвещения (XVIII) вошла в историю как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Европы, а просветительские идеи охватили также Англию, Германию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготовили рождение новой культуры. Это выражалось в новом понимании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему. Отличительная черта идеологии Просвещения — надежна на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.