с конспектом Введение. Организационный этап урока.
Ребята, вспомните из курса всеобщей истории, что мы называем эпохой Великих географических открытий.
Великие географические открытия - период в истории человечества, начавшийся в XV в. и продолжавшийся до XVII в., в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.
Сформулируйте значение термина «колония». Какая страна впервые начала процесс колонизации свободных территорий?
Колония - зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. Финикийцы начали первую исторически известную колонизацию ещё во II тыс. до н. э. Ими осваивались земли вокруг Средиземного моря (используем карту на доске).
Далее работа с картой «Великие географические открытия». Для ответов на вопросы учитель вызывает к доске учеников.
1. Найдите на карте все возможные направления поисков морского пути из Европы в страны Востока. Покажите основные путешествия этой Великой эпохи.
2. Назовите державы, которые наиболее активно участвовали в колониальном разделе мира в XVI - XVII вв.
Испания, Португалия, с начала XVII в. Великобритания.
3. Когда был заключён договор между Испанией и Португалией о разграничении сфер влияния в мире? Найдите линию раздела мира на сферы влияния между Испанией и Португалией.
Тордесильясский договор — соглашение между Испанией и Португалией о разделе сфер влияния в мире. Заключён 7 июня 1494 г. в городе Тордесильяс (Кастилия). Ратифицирован католическими королями 2 июля, Португалией — 5 сентября. Одобрен буллой папы Юлия II в 1506 г. Тордесильясский договор подразумевал вечное и монопольное господство Испании и Португалии над внеевропейским миром. Это стало возможным благодаря тому, что эти две страны были пионерами Великих географических открытий, обладая самой совершенной по тем временам морской техникой и познаниями в навигации. Однако, заключая договор, обе стороны ещё очень смутно представляли себе реальную географию Атлантики. Другие европейские державы (Франция, Англия, Голландия) отказались признать это соглашение и активно промышляли пиратством в формально закрытом для себя Мировом океане. В XVII в. начался закат испано-португальского колониального могущества. Тордесильясский договор сохранял реальную силу только в Южной Америке, где продолжал использоваться при разрешении пограничных споров между Испанией и Португалией (Голландия, имевшая колонии в Южной Америке, договор игнорировала). Официально отменён в 1777 г. договором в Сан-Ильдефонсо. В современных координатах, это меридиан 49°32’56" з. д., или «папский меридиан». Моря и земли к востоку от этой черты отходили к королевству Португалии, к западу — личной унии Кастилии и Арагона (по факту объединившихся к этому времени в Испанию).
4. Объясните происхождение названий: Америка, Атлантический и Тихий океаны, Филиппинские острова.
Америго Веспуччи (1454 - 1512 гг.) - флорентийский путешественник, в честь которого была названа Америка. Отправившись в 1501 - 1502 гг. в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, доказал, что данные территории не являются восточной окраиной Азии (как первоначально предполагалось из путешествий Колумба), а отдельным континентом, описанным как «Новый свет». В 1507 г. новый континент был назван Америкой в честь латинской версии имени Веспуччи.
Атлантический океан. Название произошло от имени титана Атланта в греческой мифологии, держащего на плечах небесный свод.
28 ноября 1520 г. в открытый океан вышел Фернан Магеллан. Он пересёк океан от Огненной Земли до Филиппинских островов за 3 месяца и 20 дней. Всё это время стояла спокойная погода, и Магеллан назвал его Тихим океаном.
Филиппины были названы в честь короля Испании Филиппа II (1527 - 1598 гг.). Независимость страны от Испании, в составе которой Филиппины находились в течение 1521 - 1898 гг., была провозглашена 12 июня 1898 г. В соответствии с Парижским мирным договором 1898 г., острова стали частью США, полную независимость от которых получили 4 июля 1946 г.
Актуализация знаний учащихся по теме «Великие географические открытия» возможна за счет опережающего группового домашнего задания. Учитель организует три группы. Каждая группа должна обосновать важную роль в Великих географических открытиях Португалии, Испании и Англии. Использование карты обязательно. Затем учитель предлагает классу в совместной дискуссии опровергнуть доводы «соперников», задать вопросы группам, обсудить те или иные детали выступлений.
5. Вспомните, ребята, что вам известно о природно-климатических особенностях Северной Америки. Как эти особенности влияли на первых переселенцев из Европы?
Переход на следующий этап урока.
Экономика Индии в период британского правления (1858—1947) носила колониальный характер и являлась, наряду с армией и гражданской администрацией, важным инструментом управления покорёнными территориями. Экономика отдельных территориальных образований (президентств, провинций, «туземных княжеств») имела свою хозяйственную специализацию и не всегда была ориентирована на общеиндийский рынок. Британские власти проводили политику сдерживания национальной консолидации различных народов и поддерживали территориально-хозяйственную раздробленность колонии. Важными вехами в развитии индийской экономики были строительство железных дорог и портов, а также появление фабричного текстильного производства.
Новые промышленные предприятия появлялись вокруг оживлённых портов и вдоль железнодорожных магистралей. В аграрном секторе внедрялись современные оросительные системы с использованием насосов и высокотоварное плантационное хозяйство. Во многих городах появлялись электростанции, банки, страховые компании, отделения почты и телеграфа, университеты, колледжи, издательства и больницы. В то же время в Индии существовал внушительный пласт экономики, который слабо соприкасался с британскими властями и обслуживал повседневные нужды коренного населения (огромные базары и ярмарки, на которые стекались купцы, крестьяне и бродячие артисты, специфические касты и ремесленники, работавшие на храмы и князей, постоялые дворы и уличные харчевни, обслуживавшие многочисленных паломников, которые следовали к «святым местам»).
Кроме европеизированных городов и «просвещённых княжеств» в Индии выделялась обширная зона наиболее тяжёлой нищеты, во многом совпадавшая с территорией распространения земельно-налоговой системы заминдари (Соединённые провинции Агра и Ауд, Центральные провинции, Раджпутана, Бихар, Орисса, Хайдарабадское княжество и другие отсталые феодальные княжества, примыкавшие к этому поясу). Кроме того, в обширной полосе срединной части Индии проживала основная масса малых народов и племён, территория расселения которых также относилась к бедным и беднейшим регионам[1].
Бастилия - фр. la Bastille, историческое название la Bastille Saint-Antoine) — изначально крепость, построенная в 1370—1381 годах, и место заключения государственных преступников в Париже. В самом начале Великой французской революции 14 июля 1789 года крепость была взята революционно настроенным населением
Версаль - дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версале, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения
Генеральные штаты - высшее сословно-представительское учреждение в 1362—1789 годах. Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства
"После нас хоть потоп" - это выражение принадлежит маркизе де Помпадур
"Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!" - Приписывается Марии-Антуанетте, хотя впервые упоминается Руссо и, возможно, была придумана им.