многие тысячелетия технический прогресс эту страну не отличал. И современным состоянием развивающейся экономики Индия во многом обязана западным странам, которые размещают свои производственные мощности в Индии благодаря низкой стоимости труда в этой стране. И все-таки одно индийское изобретение широко известно во всем мире. Видел его практически каждый. Речь идет о чатуранге, иначе называемой шахматами. Собственно шахматы таковыми стали уже в Европе, а сама концепция игры, хотя и с несколько другими правилами пришла к нам из Индии. Слово шахматы также индийского происхождения. Шах – это аналог титула европейских правителей, вроде князя. Слово мат означает смерть. Соответственно, слово шахматы с хинди переводится дословно как «король умер». Имени конкретного изобретателя этой игры не знает никто. Также неизвестна и примерная дата появления на свет этого изобретения. Исследователи полагают, что играли в шахматы в Индии еще два тысячелетия назад. Однако установить точно, когда именно, не представляется возможным, поскольку каких-либо письменных упоминаний об этом событии пока не найдено. Шахматы в Индии считаются национальным видом спорта. А победы известного индийского гроссмейстера Виши Ананда шахматную мысль этой страны далеко за ее пределами. Однако в классические и привычные для нас шахматы в Индии играют совсем недавно. Более рас в Индии коренная игра, которая называется чатуранга. Принципы ее игры аналогичны шахматам, однако в ней есть ряд особенностей. Например, в чатурангу играли вчетвером. Фигуры были четырех цветов, а доска могла быть только лишь поделена на квадраты. При этом черных и белых полей на доске не было. Чатуранга – это классическая стратегическая игра. За ее основу взяты вполне реальные войска и боевые действия. Так пешки в игре – это аналог индийской пехоты, кони – кавалерии. Также на доске присутствует еще два вида войск, которые не характерны для Европы. Это слоны и колесницы. Существенно отличается и расстановка фигур. В чатуранге у одного игрока было только 8 боевых единиц, тогда как у современных шахматистов войско насчитывает 16 бойцов. В чатуранге игрок имел 4 пехотинцев, по одному слону, коннику и колеснице. Восьмой фигурой являлся король. Расстановка в чатуранге была также иной. Войска каждой из сторон располагались по углам в два ряда. Первый ряд ближе к краю занимали тяжелые фигуры, причем король находился не в углу, а на противоположной (ближе к противнику) стороне и спереди не имел никакой защиты. Второй ряд занимала пехота. Что касается ходов, то игроки в чатуранге ходили по очереди по тем же правилам, что и шахматах. Однако передвигаться вперед можно было лишь на 1-2 клетки в разных направлениях.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ) Анализируется положение начального образования в Российской империи во второй половине XIX начале XX века. Выявляются особенности организации учебного процесса, содержание курса училищ, подведомственных Министерству народного характеризуется их материально-техническое обеспечение. Новизна исследования определяется тем, что, помимо общероссийских тенденций развития начального образования, автор анализирует состояние этой ступени обучения на примере одного из регионов, а именно Орловской губернии. Сообщаются характеристики региона того времени: принадлежность к числу центрально-черноземных губерний европейской части России, преобладание сельского населения. состав (12 уездов), отнесенность к Харьковскому учебному округу, после июня 1874 года к Московскому округу. В статье приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о количестве и состоянии учебных заведений начального уровня в Орловской губернии. Положение городских училищ в системе народного образования рассматривается на примере Орловского четырехклассного городского училища по состоянию на конец XIX начало XX вв. период крупномасштабных преобразований в системе образования, направленных на ее либерализацию. Отмечаются такие проблемы, как переполненность классов, низкое материальное обеспечение и, как следствие, непривлекательность учреждений этой ступени образования для образованных специалистов.
многие тысячелетия технический прогресс эту страну не отличал. И современным состоянием развивающейся экономики Индия во многом обязана западным странам, которые размещают свои производственные мощности в Индии благодаря низкой стоимости труда в этой стране. И все-таки одно индийское изобретение широко известно во всем мире. Видел его практически каждый. Речь идет о чатуранге, иначе называемой шахматами. Собственно шахматы таковыми стали уже в Европе, а сама концепция игры, хотя и с несколько другими правилами пришла к нам из Индии. Слово шахматы также индийского происхождения. Шах – это аналог титула европейских правителей, вроде князя. Слово мат означает смерть. Соответственно, слово шахматы с хинди переводится дословно как «король умер». Имени конкретного изобретателя этой игры не знает никто. Также неизвестна и примерная дата появления на свет этого изобретения. Исследователи полагают, что играли в шахматы в Индии еще два тысячелетия назад. Однако установить точно, когда именно, не представляется возможным, поскольку каких-либо письменных упоминаний об этом событии пока не найдено. Шахматы в Индии считаются национальным видом спорта. А победы известного индийского гроссмейстера Виши Ананда шахматную мысль этой страны далеко за ее пределами. Однако в классические и привычные для нас шахматы в Индии играют совсем недавно. Более рас в Индии коренная игра, которая называется чатуранга. Принципы ее игры аналогичны шахматам, однако в ней есть ряд особенностей. Например, в чатурангу играли вчетвером. Фигуры были четырех цветов, а доска могла быть только лишь поделена на квадраты. При этом черных и белых полей на доске не было. Чатуранга – это классическая стратегическая игра. За ее основу взяты вполне реальные войска и боевые действия. Так пешки в игре – это аналог индийской пехоты, кони – кавалерии. Также на доске присутствует еще два вида войск, которые не характерны для Европы. Это слоны и колесницы. Существенно отличается и расстановка фигур. В чатуранге у одного игрока было только 8 боевых единиц, тогда как у современных шахматистов войско насчитывает 16 бойцов. В чатуранге игрок имел 4 пехотинцев, по одному слону, коннику и колеснице. Восьмой фигурой являлся король. Расстановка в чатуранге была также иной. Войска каждой из сторон располагались по углам в два ряда. Первый ряд ближе к краю занимали тяжелые фигуры, причем король находился не в углу, а на противоположной (ближе к противнику) стороне и спереди не имел никакой защиты. Второй ряд занимала пехота. Что касается ходов, то игроки в чатуранге ходили по очереди по тем же правилам, что и шахматах. Однако передвигаться вперед можно было лишь на 1-2 клетки в разных направлениях.
Анализируется положение начального образования в Российской империи во второй половине XIX начале XX века. Выявляются особенности организации учебного процесса, содержание курса училищ, подведомственных Министерству народного характеризуется их материально-техническое обеспечение. Новизна исследования определяется тем, что, помимо общероссийских тенденций развития начального образования, автор анализирует состояние этой ступени обучения на примере одного из регионов, а именно Орловской губернии. Сообщаются характеристики региона того времени: принадлежность к числу центрально-черноземных губерний европейской части России, преобладание сельского населения. состав (12 уездов), отнесенность к Харьковскому учебному округу, после июня 1874 года к Московскому округу. В статье приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о количестве и состоянии учебных заведений начального уровня в Орловской губернии. Положение городских училищ в системе народного образования рассматривается на примере Орловского четырехклассного городского училища по состоянию на конец XIX начало XX вв. период крупномасштабных преобразований в системе образования, направленных на ее либерализацию. Отмечаются такие проблемы, как переполненность классов, низкое материальное обеспечение и, как следствие, непривлекательность учреждений этой ступени образования для образованных специалистов.