С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. В особых мастерских изготавливали рукописные книга, украшенные великолепными миниатюрами. На протяжении всего раннего Средневековья империя оставалась целиком морской державой.
Восточная Римская (Византийская) империи включала территории с древними земледельческими традициями. Значительную роль 8 сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свободные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров.
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527—565). Юстиниан попытался восстановить Римскую империю и се прежних границах. В 534 г. под ударами его войск пало государство панда-лов в Северной Африке. Затем началась война с Остготским королевством.
Юстиниан также вел войну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов. Казалось, что мечты о восстановлении Римской империи близки к осуществлению. Но господство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство. Завоевания Юстиниана оказались непрочными. Так, почти всю Италию вскоре захватили племена лангобардов, создавших там снос королевство.
В правление Юстиниана был создан "Свод гражданского права» — сборник византийских законов. В него входили законы римских императоров II — начала [V в.. законы, принятые Юстинианом, высказывание авторитетных юристов древности и краткий учебник права.
Славянизация Балкан.
С середины VI в. славянские племена, жившие в Центральной Европе к востоку от германцев, перешли от набегов на Византию к заселению Балканского полуострова. По словам византийского автора, славян «никоим образом нельзя обратить в рабство или подчинить». Уже при Юстиниане набеги происходили почти ежегодно. При его преемниках славяне вторгались в пределы империи и селились па ее землях.
К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгарский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хай привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государство. первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян.
Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земельные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей., Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали свободными, но были обложены государственными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сербы, хорваты и др.). испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.
3. Византийская культура.
В Византии сохранялась древняя образованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Пироне. Начальное образование давали в частных школах. Среднее образование получали под руководством учителя по античным пособиям. Оно включало в себя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и т.д. В середине XI в. в Византии были открыты и высшие школы — юридические и философские.
Наиболее известным архитектурным памятником Византии стал собор Святой Софии, возведенный в Константинополе при Юстиниане. «Золотым веком» в истории византийской культуры стал период с IX по XII в. В это время в Византии возводились красивейшие храмы. Их стены и своды сплошь покрывались мозаиками фресками.
в ватикане прошла конференция, на которой около 200 делегатов более чем из 20 стран обсудили возрождение мистических обрядов, в том числе обряда по изгнанию дьявола – экзорцизма.
экзорцизм не является традиционным обрядом для современной католической церкви. как правило, “одержимость бесами” считается частным случаем психического расстройства, а “исцеление” через обряд экзорцизма объясняют самовнушением.
однако в последнее время интерес к экзорцизму и образу дьявола стал возрастать в католической церкви. религиоведы и священники ватикана сообщают, что папа римский франциск по сравнению с предшественниками не только уделяет много внимания сатане в своих проповедях, но и стремится возродить образ дьявола как сверхъестественную сущность, которой подчиняются силы зла.
например, в прошлом году папа положил руки на человека в инвалидной коляске, который утверждал, что одержим демонами – в этом публика увидела импровизированный акт очищения от бесов. несколько месяцев спустя франциск похвалил международную ассоциацию экзорцистов за “ людям, которые и в освобождении”. в прошлом месяце на мессе франциск собравшихся быть бдительными: “берегитесь, потому что дьявол присутствует”.
теперь официальные лица ватикана открыто говорят о возрождении мистических обрядов в католической церкви, а кардиналы в некоторых городах италии и испании недавно решили расширить число экзорцистов в своих епархиях в связи с “растущим спросом” на подобные услуги по “очищению от дьявола”.
подобное внимание папы франциска к образу дьявола вызвало критику со стороны некоторых богословов. по их мнению, таким образом папа подрывает свою репутацию и возвращается к суеверию и средневековым .
это не первый раз, когда действия папы римского франциска вызывают неоднозначную реакцию общественности. на этой неделе в своей проповеди папа рассказал, что мог бы крестить марсиан, если бы они попросили об этом. если господь наделил этих существ разумом и душой, то кто мы такие, чтобы противиться их желанию прийти в церковь, сказал понтифик. в действительности франциск использовал эту метафору, чтобы объяснить проблему крещения язычников.
ведь на наших глазах и в наших умах свершается процесс, всего значения которого мы не осознаем. он более радикален и важен, чем кризис. речь идет о том, что христианство покидает европу.
три фактора подталкивают процесс исчезновения христианства. во-первых, уже целое столетие происходит дехристианизация европы, которая в последнее время значительно ускорилась. этот процесс выражается не только в исчезновении религиозного чувства, несоблюдении обрядов, непосещении месс и резком снижении числа желающих стать церковными служителями, но он приводит к тому, что люди уже не ощущают свою принадлежность к христианской цивилизации, что проявляется в культуре и в народном быту, в глубинной ориентации и в повседневной жизни. то, что казалось естественным и цивилизованным, устоявшимся за тысячелетия в обычаях и сердцах, рушится с потрясающей скоростью и опрокидывает в первую очередь человека, изменяя его отношение к жизни и сексу, к рождению и смерти, разрушая семью во всех ее аспектах. вековые убеждения, незыблемые еще двадцать лет тому назад, мораль, обычаи, язык — все рушится. перемены в повседневной жизни европейцев, возникшие в результате кризиса, не идут ни в какое сравнение с радикальными антропологическими мутациями, которые мы переживаем. пророческое видение этого изложил серджо куинцио в книге «христианство от начала до конца» (sergio quinzio, cristianesimo dall’inizio alla fine; adelphi, 1967 ).
Восточная Римская (Византийская) империи включала территории с древними земледельческими традициями. Значительную роль 8 сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свободные и полусвободные крестьяне. Опираясь на экономическую мощь государства, восточным императорам удалось отразить нападения варваров.
Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана (527—565). Юстиниан попытался восстановить Римскую империю и се прежних границах. В 534 г. под ударами его войск пало государство панда-лов в Северной Африке. Затем началась война с Остготским королевством.
Юстиниан также вел войну с вестготами в Испании, где ему удалось добиться значительных успехов. Казалось, что мечты о восстановлении Римской империи близки к осуществлению. Но господство византийцев, восстановление ими прежних порядков и тяжелых налогов всюду вызывали недовольство. Завоевания Юстиниана оказались непрочными. Так, почти всю Италию вскоре захватили племена лангобардов, создавших там снос королевство.
В правление Юстиниана был создан "Свод гражданского права» — сборник византийских законов. В него входили законы римских императоров II — начала [V в.. законы, принятые Юстинианом, высказывание авторитетных юристов древности и краткий учебник права.
Славянизация Балкан.
С середины VI в. славянские племена, жившие в Центральной Европе к востоку от германцев, перешли от набегов на Византию к заселению Балканского полуострова. По словам византийского автора, славян «никоим образом нельзя обратить в рабство или подчинить». Уже при Юстиниане набеги происходили почти ежегодно. При его преемниках славяне вторгались в пределы империи и селились па ее землях.
К югу от Дуная славяне образовали в VII в. союз семи племен. В 70-х гг. VII в. на земли этого союза вторглись тюркские племена болгар, кочевавших в степях Северного Причерноморья. Болгарский хан Аспарух разбил византийскую армию. Хай привлек на свою сторону союз семи славянских племен и основал на землях Византии фактически независимое славяно-болгарское государство. первое Болгарское царство просуществовало с 681 по 1018г. Болгары-тюрки быстро растворились среди славян.
Славяне оказали огромное влияние на развитие Византии. В ходе заселения ими Балкан были уничтожены крупные земельные владения магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей., Утвердилась крестьянская соседская община Крестьяне стали свободными, но были обложены государственными податями. Сами славяне, особенно южные (болгары, сербы, хорваты и др.). испытали огромное византийское влияние. В 864 г. болгарский князь Корне принял крещение от Византии.
3. Византийская культура.
В Византии сохранялась древняя образованность, и вплоть до XII в. просвещение находилось здесь на более высоком уровне, чем где-либо в Пироне. Начальное образование давали в частных школах. Среднее образование получали под руководством учителя по античным пособиям. Оно включало в себя орфографию, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и т.д. В середине XI в. в Византии были открыты и высшие школы — юридические и философские.
Наиболее известным архитектурным памятником Византии стал собор Святой Софии, возведенный в Константинополе при Юстиниане. «Золотым веком» в истории византийской культуры стал период с IX по XII в. В это время в Византии возводились красивейшие храмы. Их стены и своды сплошь покрывались мозаиками фресками.
в ватикане прошла конференция, на которой около 200 делегатов более чем из 20 стран обсудили возрождение мистических обрядов, в том числе обряда по изгнанию дьявола – экзорцизма.
экзорцизм не является традиционным обрядом для современной католической церкви. как правило, “одержимость бесами” считается частным случаем психического расстройства, а “исцеление” через обряд экзорцизма объясняют самовнушением.
однако в последнее время интерес к экзорцизму и образу дьявола стал возрастать в католической церкви. религиоведы и священники ватикана сообщают, что папа римский франциск по сравнению с предшественниками не только уделяет много внимания сатане в своих проповедях, но и стремится возродить образ дьявола как сверхъестественную сущность, которой подчиняются силы зла.
например, в прошлом году папа положил руки на человека в инвалидной коляске, который утверждал, что одержим демонами – в этом публика увидела импровизированный акт очищения от бесов. несколько месяцев спустя франциск похвалил международную ассоциацию экзорцистов за “ людям, которые и в освобождении”. в прошлом месяце на мессе франциск собравшихся быть бдительными: “берегитесь, потому что дьявол присутствует”.
теперь официальные лица ватикана открыто говорят о возрождении мистических обрядов в католической церкви, а кардиналы в некоторых городах италии и испании недавно решили расширить число экзорцистов в своих епархиях в связи с “растущим спросом” на подобные услуги по “очищению от дьявола”.
подобное внимание папы франциска к образу дьявола вызвало критику со стороны некоторых богословов. по их мнению, таким образом папа подрывает свою репутацию и возвращается к суеверию и средневековым .
это не первый раз, когда действия папы римского франциска вызывают неоднозначную реакцию общественности. на этой неделе в своей проповеди папа рассказал, что мог бы крестить марсиан, если бы они попросили об этом. если господь наделил этих существ разумом и душой, то кто мы такие, чтобы противиться их желанию прийти в церковь, сказал понтифик. в действительности франциск использовал эту метафору, чтобы объяснить проблему крещения язычников.
ведь на наших глазах и в наших умах свершается процесс, всего значения которого мы не осознаем. он более радикален и важен, чем кризис. речь идет о том, что христианство покидает европу.
три фактора подталкивают процесс исчезновения христианства. во-первых, уже целое столетие происходит дехристианизация европы, которая в последнее время значительно ускорилась. этот процесс выражается не только в исчезновении религиозного чувства, несоблюдении обрядов, непосещении месс и резком снижении числа желающих стать церковными служителями, но он приводит к тому, что люди уже не ощущают свою принадлежность к христианской цивилизации, что проявляется в культуре и в народном быту, в глубинной ориентации и в повседневной жизни. то, что казалось естественным и цивилизованным, устоявшимся за тысячелетия в обычаях и сердцах, рушится с потрясающей скоростью и опрокидывает в первую очередь человека, изменяя его отношение к жизни и сексу, к рождению и смерти, разрушая семью во всех ее аспектах. вековые убеждения, незыблемые еще двадцать лет тому назад, мораль, обычаи, язык — все рушится. перемены в повседневной жизни европейцев, возникшие в результате кризиса, не идут ни в какое сравнение с радикальными антропологическими мутациями, которые мы переживаем. пророческое видение этого изложил серджо куинцио в книге «христианство от начала до конца» (sergio quinzio, cristianesimo dall’inizio alla fine; adelphi, 1967 ).