После того, как Киевская Русь пала под натиском монгол в 13 веке, в политической жизни княжеств произошло много изменений. В основном они имели негативные последствия для всего расколотого государства. Во-первых, княжества, чтоб избежать полного уничтожения должны были выплачивать дань и покоряться власти Великого хана. Во-вторых, земли Киевской Руси стали легкой добычей для других государств, в том числе: Польша, Венгрия, Литва, Тевтонский орден. Кроме того и другие сферы жизни русичей находились в упадке.
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнегоЭлама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столбабыла выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами»во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в своюстолицу, а эламский царь-победитель приказал стереть частьтекста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи,молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечномубогу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная частьстолба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом,состоящим из трех частей: введения, собственно законов изаключения. Непрерывно записанный текст законов условно делитсяисследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 былистерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи по фрагментам копий «Законов», записанных наглиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах идругих местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотекеАшшурбанипала.Для работы с «Законами» необходимо составить себепредварительное представление об эпохе Хаммурапи — так периоде (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). В XXIв. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумераи Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее вСирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились иполитические системы, и общественно-экономический строй древнейМесопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена междунесколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне —аккадской) династиями во главе. Это были: Шамшиадада I1, Вавилонское царство2, царство Эшнунны наДияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которыхзависел ряд более мелких политических образований. После распадапервого из этих государств на среднеевфратское царство Мари иверхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту3 (ок.1780)гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватываютэламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи,царь Вавилона (1792-1750)4 — незаурядный государственный деятельи удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший всвою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он,в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и началвойну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общимпокровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. Приэтом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамскойдержавы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками.Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи,объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, азатем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам собщеэламской столицей Сузами5.«Законы» были в окончательной редакции изданы только послеэтой победы, как своего рода итог всей Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу преждевсего водворение справедливого порядка в созданной им империи6, асаму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явныйбожественный мандат на устроение такого порядка7.«Законы» принадлежат к важнейшим источникам подревневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгоевремя послужили основой вавилонского права8 и тем самым даютвозможность восстанавливать многие сторонысоциально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив рольгосударства в общественной и хозяйственной жизни страны9(впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни,как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть доего конца, а частично и позже.Язык «Законов» — классический вавилонский диалектаккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.Для удобства читателя большинство добавлений, с по смыслу, прямо включено в текст. ПереводЯкобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. Подробнее - на -
Подробнее - на -