Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари. Два итальянца, два великих скрипичных мастера. Один прожил 93 года, умер в окружении 11 детей, богатым и признанным мастером. О его состоянии была поговорка: «Богат, как Страдивари». Второй умер в 46 лет, в нищете и одиночестве. Уцелевшие скрипки обоих мастеров сейчас ценятся на вес золота, рассуждая о них, искусствоведы называют примерную цену, оговариваясь при этом, что фактически они бесценны.
До нашего времени уцелело около 650 скрипок Страдивари и приблизительно 140 – Гварнери. Такая разница в количестве понятна. Во-первых, Джузеппе Гварнери Дель Джезу прожил в два раза меньше Антонио Страдивари, во-вторых, если мастер при жизни не был знаменит, часть его скрипок могла попросту затеряться. Так в чем же здесь секрет, почему успех и слава одним дается при жизни, другим не суждено узнать свое величие?
Секрет божественного звука
Есть мнение, что Гварнери опередил свое время в качестве и звучании инструмента. Скрипки Страдивари имеют магическое, небесное звучание, их сравнивают с пением сирен. В то время , когда они создавались, концерты были камерными, большие залы не использовались. Из этих соображений и оттачивал звучание своих инструментов Страдивари.
Скрипки Гварнери имеют более обширный диапазон звуковой палитры, их свойства необъяснимы. Они создавались под акустику огромных концертных залов, звучание их объемное и всепроникающее.
Хотя, объяснить с материалистической точки зрения, почему такая огромная разница в звуке у серийных, фабричных скрипок и произведений великих мастеров, невозможно. Дерево то же, технология та же – а звук отличается, как небо и земля. Не хочешь, а поверишь, что мастер в каждую вкладывал часть души. Что уж говорить о знаменитых скрипках, тут без нечистой (или светлой) силы никак не обошлось.
Известным Джузеппе Гварнери Дель Джезу сделал великий скрипач Никколо Паганини. После концерта торговец продал музыканту скрипку неизвестного тогда автора, с надписью на этикете «I.Н.S» (Иисус Христос Паганини потряс мощный звук инструмента, он даже прозвал ее «Пушка». После такой рекламы скрипки работы Гварнери стали цениться очень высоко.
Многие известные исполнители, которым предоставлялась возможность выбирать инструмент, предпочитали Гварнери (Коган, Хейфец, Стерн, сам Паганини). Богодар Которович после концерта, сыгранного на «Пушке» сказал, что во время игры было мистическое чувство, что играет не один.
90-е годы XIX в. характеризовались резкой активизацией внешней политики Германии и изменением ее направленности. Бурное развитие промышленности, которая переросла возможности внутреннего рынка, заставляло правящие круги страны поддерживать немецкую торговую экспансию в Европе, искать «новые независимые территории» для сбыта товаров. Став на путь колониальных завоеваний позже, чем другие страны, Германия значительно уступала им по размерам захваченных территорий. Немецкие колонии были в двенадцать раз меньше, чем английские, а вдобавок бедны сырьевыми ресурсами. Имперское руководство остро переживало такую «несправедливость» и, активизируя колониальную политику, впервые поставило вопрос о переделе уже поделенного европейскими странами мира.
Переход Германии к «мировой политике» воплотился в ее претензиях на господство в Европе, желании закрепиться на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, стремлении к переделу сфер влияния в Африке. Главным направлением немецкой экспансии стал Ближний Восток. В 1899 г. кайзер добился от турецкого султана согласия на строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Берлин и Багдад, после чего началось активное проникновение немецкого капитала на Балканы, в Анатолию и Месопотамию.
Продвижение немцев на восток и неприкрытые территориальные претензии Германии привели к резкому обострению ее отношений с самым большим колониальным государством мира - Англией. К началу XX в. англо-германские противоречия становятся главными в системе международных отношений. Экономическое, политическое и колониальное соперничество двух стран дополнилось гонкой военно-морских вооружений. Развернув в 1898 г. строительство мощного военного флота, Германия бросила вызов «владычице морей» , угрожая ее посреднической торговле и связям с колониями.
Длительное время, уверенные в неуязвимости островного положения Англии и в преимуществе ее военного флота, британские дипломаты считали лучшей внешней политикой не связывать себе руки союзами с другими государствами, поощрять конфликты между ними и извлекать из этих конфликтов пользу для Англии. Для сохранения «европейского равновесия» Великобритания обычно противодействовала сильнейшему континентальному государству, не позволяя ему занять доминирующее положение в Европе.
Однако ухудшение международного положения страны в начале XX в. заставило английское правительство изменить внешнеполитический курс. Резкое усиление военной и морской мощи Германии, ее неприкрытые территориальные притязания создавали реальную угрозу существованию Британской империи. Политика изоляции становилась опасной, и британская дипломатия начала искать на континенте союзников в будущем столкновении с Германией. В 1904 г. , после урегулирования взаимных колониальных претензий в Африке, Англия заключила военно-политическое соглашение с Францией, которое получило название Антанта («Сердечное согласие») . В 1907 г. Антанта стала тройственной: подписав с Англией конвенцию о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, к ней присоединилась и Россия. Таким образом, в результате соглашений 1904-1907 гг. окончательно оформился военно-политический блок трех государств, противостоявший странам Тройственного союза. Политическая подготовка к войне была завершена.
До нашего времени уцелело около 650 скрипок Страдивари и приблизительно 140 – Гварнери. Такая разница в количестве понятна. Во-первых, Джузеппе Гварнери Дель Джезу прожил в два раза меньше Антонио Страдивари, во-вторых, если мастер при жизни не был знаменит, часть его скрипок могла попросту затеряться. Так в чем же здесь секрет, почему успех и слава одним дается при жизни, другим не суждено узнать свое величие?
Секрет божественного звука
Есть мнение, что Гварнери опередил свое время в качестве и звучании инструмента. Скрипки Страдивари имеют магическое, небесное звучание, их сравнивают с пением сирен. В то время , когда они создавались, концерты были камерными, большие залы не использовались. Из этих соображений и оттачивал звучание своих инструментов Страдивари.
Скрипки Гварнери имеют более обширный диапазон звуковой палитры, их свойства необъяснимы. Они создавались под акустику огромных концертных залов, звучание их объемное и всепроникающее.
Хотя, объяснить с материалистической точки зрения, почему такая огромная разница в звуке у серийных, фабричных скрипок и произведений великих мастеров, невозможно. Дерево то же, технология та же – а звук отличается, как небо и земля. Не хочешь, а поверишь, что мастер в каждую вкладывал часть души. Что уж говорить о знаменитых скрипках, тут без нечистой (или светлой) силы никак не обошлось.
Известным Джузеппе Гварнери Дель Джезу сделал великий скрипач Никколо Паганини. После концерта торговец продал музыканту скрипку неизвестного тогда автора, с надписью на этикете «I.Н.S» (Иисус Христос Паганини потряс мощный звук инструмента, он даже прозвал ее «Пушка». После такой рекламы скрипки работы Гварнери стали цениться очень высоко.
Многие известные исполнители, которым предоставлялась возможность выбирать инструмент, предпочитали Гварнери (Коган, Хейфец, Стерн, сам Паганини). Богодар Которович после концерта, сыгранного на «Пушке» сказал, что во время игры было мистическое чувство, что играет не один.
Переход Германии к «мировой политике» воплотился в ее претензиях на господство в Европе, желании закрепиться на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, стремлении к переделу сфер влияния в Африке. Главным направлением немецкой экспансии стал Ближний Восток. В 1899 г. кайзер добился от турецкого султана согласия на строительство трансконтинентальной железной дороги, которая должна была соединить Берлин и Багдад, после чего началось активное проникновение немецкого капитала на Балканы, в Анатолию и Месопотамию.
Продвижение немцев на восток и неприкрытые территориальные претензии Германии привели к резкому обострению ее отношений с самым большим колониальным государством мира - Англией. К началу XX в. англо-германские противоречия становятся главными в системе международных отношений. Экономическое, политическое и колониальное соперничество двух стран дополнилось гонкой военно-морских вооружений. Развернув в 1898 г. строительство мощного военного флота, Германия бросила вызов «владычице морей» , угрожая ее посреднической торговле и связям с колониями.
Длительное время, уверенные в неуязвимости островного положения Англии и в преимуществе ее военного флота, британские дипломаты считали лучшей внешней политикой не связывать себе руки союзами с другими государствами, поощрять конфликты между ними и извлекать из этих конфликтов пользу для Англии. Для сохранения «европейского равновесия» Великобритания обычно противодействовала сильнейшему континентальному государству, не позволяя ему занять доминирующее положение в Европе.
Однако ухудшение международного положения страны в начале XX в. заставило английское правительство изменить внешнеполитический курс. Резкое усиление военной и морской мощи Германии, ее неприкрытые территориальные притязания создавали реальную угрозу существованию Британской империи. Политика изоляции становилась опасной, и британская дипломатия начала искать на континенте союзников в будущем столкновении с Германией. В 1904 г. , после урегулирования взаимных колониальных претензий в Африке, Англия заключила военно-политическое соглашение с Францией, которое получило название Антанта («Сердечное согласие») . В 1907 г. Антанта стала тройственной: подписав с Англией конвенцию о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, к ней присоединилась и Россия. Таким образом, в результате соглашений 1904-1907 гг. окончательно оформился военно-политический блок трех государств, противостоявший странам Тройственного союза. Политическая подготовка к войне была завершена.