Дмитрий Иванович Донской или Дмитрий Донской, иногда называемый просто Дмитрием (12 октября 1350 года в Москве - 19 мая 1389 года в Москве) был сыном Ивана II (1326–1359), царствовавшего как князь московский с 1359 года и великий князь владимирский с 1363 года до его смерти.
Дмитрий Донской выделился в истории тем, что был первым московским князем, который открыто бросил вызов монгольскому игу в России. Его прозвище «Донской» намекает на его великую победу над татарами в Куликовской битве (1380), которая произошла на реке Дон. Он почитается как Святой в Православной Церкви.
Дмитрий родился в 1350 году, сын великого князя московского Ивана Великого, и его второй жены, Александры Васильевна Вельяминовой. Дмитрий осиротел в возрасте девяти лет и взошел на престол Московского княжества. По воле Ивана, во времена правления Дмитрия митрополит Алексей служил регентом.
В 1360 году Хизр-хан, хан Золотой Орды, передал титул самого дорогого среди русских князей великого князя Владимира Дмитрию Константиновичу из Нижнего Новгорода. В 1363 году после свержения князя Дмитрий Иванович был коронован во Владимире. Три года спустя он помирился с Дмитрием Константиновичем и женился на его дочери Евдокии.
В то время как Золотая Орда страдала от внутренних конфликтов, Дмитрий прекратил регулярно платить дань и призывал русских князей противостоять набегам монголов. В 1378 году русские разгромили Ордскую армию на реке Вожа.
Впоследствии, Дмитрию Донскому предстояло столкнуться с монголами на реке Дон, в кровопролитной битве на Куликовом поле. Дмитрий разгромил силы Мамая. За свою победу Дмитрий был удостоен фамилии Донской («Донской»).
Еще одним важным событием раннего царствования Дмитрия было начало строительства Московского Кремля; он был завершен в 1367 году. Благодаря новой крепости город выдержал две осады во время литовско-московской войны (1368–72). В 1375 году Дмитрий урегулировал в свою пользу конфликт с Михаилом II из Твери из-за Владимира. Другие князья Северной Руси признали его власть и внесли войска в надвигающуюся борьбу против Орды. К концу своего правления Дмитрий более чем удвоил территорию Московского княжества.
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
жреческие коллегии древнего рима
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
Дмитрий Иванович Донской или Дмитрий Донской, иногда называемый просто Дмитрием (12 октября 1350 года в Москве - 19 мая 1389 года в Москве) был сыном Ивана II (1326–1359), царствовавшего как князь московский с 1359 года и великий князь владимирский с 1363 года до его смерти.
Дмитрий Донской выделился в истории тем, что был первым московским князем, который открыто бросил вызов монгольскому игу в России. Его прозвище «Донской» намекает на его великую победу над татарами в Куликовской битве (1380), которая произошла на реке Дон. Он почитается как Святой в Православной Церкви.
Дмитрий родился в 1350 году, сын великого князя московского Ивана Великого, и его второй жены, Александры Васильевна Вельяминовой. Дмитрий осиротел в возрасте девяти лет и взошел на престол Московского княжества. По воле Ивана, во времена правления Дмитрия митрополит Алексей служил регентом.
В 1360 году Хизр-хан, хан Золотой Орды, передал титул самого дорогого среди русских князей великого князя Владимира Дмитрию Константиновичу из Нижнего Новгорода. В 1363 году после свержения князя Дмитрий Иванович был коронован во Владимире. Три года спустя он помирился с Дмитрием Константиновичем и женился на его дочери Евдокии.
В то время как Золотая Орда страдала от внутренних конфликтов, Дмитрий прекратил регулярно платить дань и призывал русских князей противостоять набегам монголов. В 1378 году русские разгромили Ордскую армию на реке Вожа.
Впоследствии, Дмитрию Донскому предстояло столкнуться с монголами на реке Дон, в кровопролитной битве на Куликовом поле. Дмитрий разгромил силы Мамая. За свою победу Дмитрий был удостоен фамилии Донской («Донской»).
Еще одним важным событием раннего царствования Дмитрия было начало строительства Московского Кремля; он был завершен в 1367 году. Благодаря новой крепости город выдержал две осады во время литовско-московской войны (1368–72). В 1375 году Дмитрий урегулировал в свою пользу конфликт с Михаилом II из Твери из-за Владимира. Другие князья Северной Руси признали его власть и внесли войска в надвигающуюся борьбу против Орды. К концу своего правления Дмитрий более чем удвоил территорию Московского княжества.
нептун – римский бог моря. соответствовал греческому посейдону
плутон – римский бог подземного царства мёртвых. соответствовал греческому аиду
аполлон (феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем
диана – римская богиня луны и охоты. соответствовала греческой артемиде
минерва – римская богиня мудрости. соответствовала греческой афине
марс – римский бог войны. соответствовал греческому аресу
венера – римская богиня любви. соответствовала греческой афродите
амур - сын венеры, римский бог любви. соответствовал греческому эроту
вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. соответствовал греческому гефесту
меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. соответствовал греческому гермесу
церера – римская богиня земледелия. соответствовала греческой деметре
прозерпина – дочь цереры. подземная богиня, жена плутона. соответствовала греческой персефоне
веста – римская богиня очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. в римском храме весты на палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. соответствовала греческой гестии
вакх - бог вина. соответствовал греческому дионису
эскулап – римский бог врачевания. соответствовал греческому асклепию
янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). охранял входы и выходы, как страж ворот
квирин – бог битв, сын марса. по его имени римляне часто именовали себя квиритами
беллона – богиня военной ярости. дочь или жена марса
фавн (луперк) – римский бог гор и пастбищ, приплод скоту и детей людям. соответствовал греческому пану
сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. пугал людей криком. иногда считался одним из олицетворений фавна.
пик – отец фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. священная птица пика – дятел
ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – ферония)
флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни
палеса – богиня пастухов палатинского холма
теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой
конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий
дия (дея) – покровительница земледельческого округа города рима. ей служила жреческая коллегия fratres arvales («полевых братьев»)
(подробнее - см. в статье служение богам во времена римской республики)
фортуна – богиня судьбы
ювентус – богиня молодости
фидес – богиня верности рима данным обещаниям, государственной добросовестности
термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности
пакс – богиня мира
паллор и павор («бледность» и «страх») – спутники марса. соответствовали греческим деймосу и фобосу
виктория – богиня победы. соответствовала греческой нике
салус – богиня здоровья
фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки
аргентина – бог серебра
гонор – бог чести и почета
виртус – богиня доблести
либертас – богиня свободы
спес – богиня надежды
фелицитас – богиня счастья
конкордия – богиня согласия
клеменция – богиня милосердия
деа рома – богиня-олицетворение города рима
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма