шательства рима в дела причерноморья. «поэтому, - пишет автор, -взаимовлияние греческого и восточного начал в этой ситуации протекало не как результат греко-македонского и персидского симбиоза, а как рас эллинистических греко-ирано-анатолийских установлений митридатовского образца среди ирано-эллинских традиций, сложившихся в боспорском царстве» (с.266).таким образом, здесь наблюдается сочетание и взаимодействие все тех же основных элементов, что и в классическом эллинизме, местная специфика которого была обусловлена комплексом черт, связанных с понятием «митридатизма», а также сильным влиянием рима на внутреннюю и внешнюю политику боспора (с.268).
А.Е.Медовичев
2004.04.002. ГОРЬКОВ С.Ю. РИМ И КАРФАГЕН: ВЕЛИКАЯ МОРСКАЯ ВОЙНА. - М.: Наследие, 2003. - 350 с. - Библиогр.: с.338-345.
Реферируемая книга представляет собой первый в отечественной историографии детальный (насколько это позволяют источники) анализ всех поддающихся реконструкции аспектов военно-морского дела и боевых действий на море в эпоху Пунических войн - наиболее грандиозного по масштабам, а также по своим последствиям военного столкновения во всей античной истории. Победа в нем Рима, по существу, предопределившая его превращение в великую средиземноморскую империю, в значительной степени была достигнута, как доказывает автор, благодаря завоеванию господства на море. Соответственно, особое внимание уделяется стратегическому аспекту использования противниками военно-морских сил, впрочем, как и сравнительному анализу тактических форм, а также во организационно-структурного и военно-технического характера.
В главе I рассматривается состояние римского военного флота до Пунических войн и во время вооруженного конфликта с Карфагеном, анализируется его организация, структура командования, типология боевых кораблей, состав и система комплектования экипажей. Неоспоримыми свидетельствами наличия у Рима военного флота уже в VI - V вв. до н.э., по мнению автора, являются некоторые формулировки в тексте договора между Римской республикой и Карфагеном от 509 г. до н.э., а также выпуск в V в. медного асса с изображением увенчанного тараном носа боевого корабля (с.56-57).
Впрочем, полагает С.Ю.Горьков, роль флота в период римского завоевания Италии не могла быть скольконибудь существенной, поскольку военные действия велись почти исключительно на суше и не выходили за рамки полуострова. Известно лишь о двух незначительных эпизодах, связанных с использованием очень небольших эскадр и относящихся к событиям 310 и 282 гг. до н.э. Однако с ним, отмечает автор, связано первое упоминание в источниках самого термина classis, ставшего затем основным для обозначения римского военного флота, а также специального магистрата (duumvir navales) в качестве его командующего (с.61-63).
Вступление Рима в 264 г. до н.э. в войну с великой морской державой Карфагеном за обладание Сицилией, отделенной от Италии морским проливом, потребовало создания мощных военно-морских сил. В ходе войны оба противника оперировали эскадрами численностью, как правило, от сотни до нескольких сотен боевых и транспортных кораблей, что, естественно, предполагает наличие какой-то их внутренней организационной структуры. По мнению автора, из имеющихся источников можно заключить, что базовыми тактическими единицами во время первой Пунической войны были группы из десяти кораблей, которые для выполнения конкретных задач могли объединяться в более крупные соединения -от 20 до 80 единиц, а те, в свою очередь, - в еще более крупные эскадры. В период второй Пунической войны самой мелкой организационно-тактической единицей становится группа из пяти кораблей в связи с использованием эскадр меньшей численности, действовавших одновременно на разных направлениях (с.68-69).
Основным типом боевого корабля в эпоху Пунических войн являлась пентера (квинквирема) с экипажем более 300 человек, по существу, представлявшая собой дальнейшее развитие (своего рода усиленный вариант) триеры (триремы). Пентеры составляли главную ударную силу римских и карфагенских эскадр, тогда как триеры, безраздельно господствовавшие на море в V - IV вв. до н.э., теперь выполняли преимущественно вс функции наряду с более легкими кораблями различных типов (с.92-99).
Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
История изменений герба
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.
XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
Конец XVI — начало XVII века
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
Объяснение:
шательства рима в дела причерноморья. «поэтому, - пишет автор, -взаимовлияние греческого и восточного начал в этой ситуации протекало не как результат греко-македонского и персидского симбиоза, а как рас эллинистических греко-ирано-анатолийских установлений митридатовского образца среди ирано-эллинских традиций, сложившихся в боспорском царстве» (с.266).таким образом, здесь наблюдается сочетание и взаимодействие все тех же основных элементов, что и в классическом эллинизме, местная специфика которого была обусловлена комплексом черт, связанных с понятием «митридатизма», а также сильным влиянием рима на внутреннюю и внешнюю политику боспора (с.268).
А.Е.Медовичев
2004.04.002. ГОРЬКОВ С.Ю. РИМ И КАРФАГЕН: ВЕЛИКАЯ МОРСКАЯ ВОЙНА. - М.: Наследие, 2003. - 350 с. - Библиогр.: с.338-345.
Реферируемая книга представляет собой первый в отечественной историографии детальный (насколько это позволяют источники) анализ всех поддающихся реконструкции аспектов военно-морского дела и боевых действий на море в эпоху Пунических войн - наиболее грандиозного по масштабам, а также по своим последствиям военного столкновения во всей античной истории. Победа в нем Рима, по существу, предопределившая его превращение в великую средиземноморскую империю, в значительной степени была достигнута, как доказывает автор, благодаря завоеванию господства на море. Соответственно, особое внимание уделяется стратегическому аспекту использования противниками военно-морских сил, впрочем, как и сравнительному анализу тактических форм, а также во организационно-структурного и военно-технического характера.
В главе I рассматривается состояние римского военного флота до Пунических войн и во время вооруженного конфликта с Карфагеном, анализируется его организация, структура командования, типология боевых кораблей, состав и система комплектования экипажей. Неоспоримыми свидетельствами наличия у Рима военного флота уже в VI - V вв. до н.э., по мнению автора, являются некоторые формулировки в тексте договора между Римской республикой и Карфагеном от 509 г. до н.э., а также выпуск в V в. медного асса с изображением увенчанного тараном носа боевого корабля (с.56-57).
Впрочем, полагает С.Ю.Горьков, роль флота в период римского завоевания Италии не могла быть скольконибудь существенной, поскольку военные действия велись почти исключительно на суше и не выходили за рамки полуострова. Известно лишь о двух незначительных эпизодах, связанных с использованием очень небольших эскадр и относящихся к событиям 310 и 282 гг. до н.э. Однако с ним, отмечает автор, связано первое упоминание в источниках самого термина classis, ставшего затем основным для обозначения римского военного флота, а также специального магистрата (duumvir navales) в качестве его командующего (с.61-63).
Вступление Рима в 264 г. до н.э. в войну с великой морской державой Карфагеном за обладание Сицилией, отделенной от Италии морским проливом, потребовало создания мощных военно-морских сил. В ходе войны оба противника оперировали эскадрами численностью, как правило, от сотни до нескольких сотен боевых и транспортных кораблей, что, естественно, предполагает наличие какой-то их внутренней организационной структуры. По мнению автора, из имеющихся источников можно заключить, что базовыми тактическими единицами во время первой Пунической войны были группы из десяти кораблей, которые для выполнения конкретных задач могли объединяться в более крупные соединения -от 20 до 80 единиц, а те, в свою очередь, - в еще более крупные эскадры. В период второй Пунической войны самой мелкой организационно-тактической единицей становится группа из пяти кораблей в связи с использованием эскадр меньшей численности, действовавших одновременно на разных направлениях (с.68-69).
Основным типом боевого корабля в эпоху Пунических войн являлась пентера (квинквирема) с экипажем более 300 человек, по существу, представлявшая собой дальнейшее развитие (своего рода усиленный вариант) триеры (триремы). Пентеры составляли главную ударную силу римских и карфагенских эскадр, тогда как триеры, безраздельно господствовавшие на море в V - IV вв. до н.э., теперь выполняли преимущественно вс функции наряду с более легкими кораблями различных типов (с.92-99).
Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
История изменений герба
Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.
XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
Конец XVI — начало XVII века
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.