В 1802 году Новороссийская губерния Российской империи была разделена на Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую губернии. Ростовский уезд вошёл в состав Екатеринославской губернии. В 1811 году город получает свой герб, на котором была изображена крепостная башня, символизирующая города. После устранения опасности со стороны Османской империи и освоении южных торговых путей Ростов-на-Дону оказался в центре внешней торговли страны. В 1836 году была построена новая ростовская таможня, и за 10 лет обороты торговли Ростовского порта выросли примерно в 30 раз.
В 1838 году название соседнего города Нахичеван было изменено на Нахичеван-на-Дону, для отличия от одноимённого города в Закавказье. В 1887 году город Ростов-на-Дону вошёл в состав Области Войска Донского[источник не указан 1365 дней]. К середине XIX века город стал одним из крупнейших пунктов хлебного экспорта в Российской империи, он увеличился более чем в 100 раз. Также в городе был очень крупный экспорт железа, он составлял четверть экспорта из всей Российской империи.
Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX веке
Также столь стремительный рост перевозок грузов вызвал сильный толчок в развитии речного судоходства и судостроения в городе. В Ростове-на-Дону появляются верфи для постройки деревянных судов. В 1839 году в город прибыл пароход Митрадат, пришедший из Таганрога. В 1841—1842 годах из узлов, привезённых из Англии, был собран первый пароход «Донец» с портом приписки Ростов-на-Дону. Он вплоть до Крымской войны совершал регулярные рейсы по реке Дон, его притоку Северский Донец и Азовскому морю. Через два года добавился ещё один пароход «Ростов», который был построен в Луганске и пришёл по Северскому Донцу и Дону.
В первой половине XIX века стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. В середине XIX века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский.
Промышленное развитие Ростова в первой половине XIX века поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, всё больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 году купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 году в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т. д.
В 1802 году Новороссийская губерния Российской империи была разделена на Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую губернии. Ростовский уезд вошёл в состав Екатеринославской губернии. В 1811 году город получает свой герб, на котором была изображена крепостная башня, символизирующая города. После устранения опасности со стороны Османской империи и освоении южных торговых путей Ростов-на-Дону оказался в центре внешней торговли страны. В 1836 году была построена новая ростовская таможня, и за 10 лет обороты торговли Ростовского порта выросли примерно в 30 раз.
В 1838 году название соседнего города Нахичеван было изменено на Нахичеван-на-Дону, для отличия от одноимённого города в Закавказье. В 1887 году город Ростов-на-Дону вошёл в состав Области Войска Донского[источник не указан 1365 дней]. К середине XIX века город стал одним из крупнейших пунктов хлебного экспорта в Российской империи, он увеличился более чем в 100 раз. Также в городе был очень крупный экспорт железа, он составлял четверть экспорта из всей Российской империи.
Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX векеТакже столь стремительный рост перевозок грузов вызвал сильный толчок в развитии речного судоходства и судостроения в городе. В Ростове-на-Дону появляются верфи для постройки деревянных судов. В 1839 году в город прибыл пароход Митрадат, пришедший из Таганрога. В 1841—1842 годах из узлов, привезённых из Англии, был собран первый пароход «Донец» с портом приписки Ростов-на-Дону. Он вплоть до Крымской войны совершал регулярные рейсы по реке Дон, его притоку Северский Донец и Азовскому морю. Через два года добавился ещё один пароход «Ростов», который был построен в Луганске и пришёл по Северскому Донцу и Дону.
В первой половине XIX века стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. В середине XIX века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский.
Промышленное развитие Ростова в первой половине XIX века поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, всё больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 году купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 году в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т. д.
В тиши ночной, под звёзд мерцанием,
Когда живое в думах пребывая,
Молчит и наполняется сознанием,
Новые грани в душах открывая,
На свет тихонько Совесть появилась.
Окрасил лунный свет своим сиянием
Прекрасный лик той Девы, а в глазах
Огня далёких звёзд переливание.
Покровы ночь Ей соткала в цветах,
И всё вокруг в восторге затаилось.
Жилось Ей пятьдесят на пятьдесят
И хорошо, и плохо, всё бывало.
С Ней днём почти совсем не говорят,
И свой вопрос лишь ночью задавала-
А что сегодня милый сделал ты?
-Да ничего! - А ты подумай все же!
Ну разве что...И сон уже ушёл.
К другому уходила, тоже строжить,
И каждому свой делала укол.
Об отдыхе остались лишь мечты!
Богач Хан-Дзу, считавшийся премудрым,
Однажды от Неё сошёл с ума -
Чуть не раздал своё богатство людям,
Но вовремя вмешалась тут родня -
Оно ведь наше, как мы жить-то будем?
А бедным стало страшно за себя,
-Коль богачи не могут спать спокойно,
В безумие впадая от Тебя,
Что делать нам с умишком недостойным?-
И тоже просыпались все скорбя.
Послали богачи послов к О - Пу,
Мудрейшему учёному Китая.
-Что делать? Жить невмоготу -
Ночами всех нас Совесть донимает!
Как нам Её не слушать правоту?
-Всё просто! Надо лишь законы написать,
Такие, чтобы можно оправдаться.
Их мандарины будут изучать
И вам прощенье будет продаваться,
Не даром же мозги им забивать!-
И радости их не было предела.
О-Пу главнейшим мандарином стал -
Что должен, что не должен кто-то делать
Он мудрые законы написал.
Кто заплатил, тот и спокойно спал!
Теперь лишь нищие не спать могли,
Ведь за совет платить им было нечем.
И с Совестью беседы не вели
Те, кто был Ею ранее отмечен -
Они Оправдывать себя могли!
И Ли-Хан-Дзу теперь спокойно спал,
Имущество своё оберегая.
На Совесть просто он теперь плевал
И спрашивал - Ты кто ещё такая?
Я все законы чётко исполнял!-
Так все от Совести и открестились,
Включая и мудрейшего О-Пу.
Законы исполнять они учились,
Держа в повиновении толпу.
А Совесть, чтоб не бегала - в тюрьму!
Теперь когда кому-то говорили,
Что с Совестью он, дескать, не в ладах,
Его в Бессовестности обвинили,
Он отвечал - В тюрьме мой лютый враг!
И от него тихонько отходили...
Так и живём по писанным законам
И держим Совесть нашу под замком.
По светским-ли, церковным-ли канонам -
Не по законам Совести живём.
А тяжко или сладко не поймём!