В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) Юрьев день (в память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.
С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось.
Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова (26 ноября) 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.
Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
Евфросиния Полоцкая родилась около 1101 г. (не позднее 1104) в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея.
Неожиданно для близких княжна втайне приняла постриг под именем Евфросиния.
Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора и велось полоцкое летописание. По заказу Евфросинии был создан уникальный шедевр древнебелорусского прикладного искусства – крест, названный ее именем.
Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи и прослыла первой белорусской меценаткой. На ее средства и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого вершина полоцкой архитектурной школы. С именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая.
Благотворное влияние подвижницы сказалось и в преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами. Завершением жизни Евфросинии Полоцкой стало паломничество в Иерусалим, во время которого она заболела и в 1173 году умерла.
Просветительница была похоронена в монастыре недалеко от Иерусалима. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 – в Полоцк, где находятся и теперь.
В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) Юрьев день (в память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.
С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось.
Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова (26 ноября) 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.
Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
Объяснение:
Евфросиния Полоцкая родилась около 1101 г. (не позднее 1104) в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея.
Неожиданно для близких княжна втайне приняла постриг под именем Евфросиния.
Преподобная Евфросиния основала женский и мужской монастыри, ставшие центром просвещения в Полоцком княжестве. Ее стараниями пополнялась библиотека Софийского собора и велось полоцкое летописание. По заказу Евфросинии был создан уникальный шедевр древнебелорусского прикладного искусства – крест, названный ее именем.
Евфросиния сама сочиняла музыку, покровительствовала живописи и прослыла первой белорусской меценаткой. На ее средства и по ее заказу в 50-е годы XII века была построена церковь святого вершина полоцкой архитектурной школы. С именем просветительницы связано и появление в Беларуси привезенного из Византии образа Божьей Матери, известного как Одигитрия Полоцкая.
Благотворное влияние подвижницы сказалось и в преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами. Завершением жизни Евфросинии Полоцкой стало паломничество в Иерусалим, во время которого она заболела и в 1173 году умерла.
Просветительница была похоронена в монастыре недалеко от Иерусалима. В 1187 году ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 – в Полоцк, где находятся и теперь.