Особенности русской литературы на рубеже 14-16 в.в.
С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.
В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.
В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.
В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.
В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.
Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин, отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию. Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря», где он описывает традиции Востока.
В 15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним произведением русского летописания считается Московская летопись, составленная в 1479 году.
3. Особенности русской литературы 16 века
Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский титул.
В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки, адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее взаимоотношений с подданными.
Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.
Нерон (37–68 г. н. э.) – пятый и последний римский император из династии Юлиев – Клавдиев, при рождении получил имя Луций Домиций Агенобарб (рис. 1). Отцом Нерона был консул 32 г. н. э. Гней Домиций Агенобарб, а матерью – Агриппина младшая, сестра императора Калигулы, дочь Агриппины старшей и знаменитого полководца Германика. Агриппина была также правнучкой Августа. В три года Нерон лишился отца. В 49 лет Агриппина вышла замуж за своего дядю, императора Клавдия, и добилась, чтобы он усыновил Нерона, который сразу оказался ближайшим претендентом на престол (собственный сын Клавдия Британик был младше Нерона на 3 года). Кроме того, Нерон был тогда же помолвлен с дочерью Клавдия Октавией. Поэтому, когда в октябре 54 г. Клавдий умер (ходили слухи, что его отравила Агриппина, угостив мужа блюдом из белых грибов), Нерона, которому еще не было 17 лет, провозгласили императором.При Нероне страшное бедствие постигло Рим:вспыхнул пожар, охвативший большую частьгорода. Бороться с огнём было бесполезно.Народ обвинил Нерона в поджоге.Рассказывали, что Нерон стоял на высокойБашне при дворце и, вдохновляясь видомпылающего города писал стихи.В конце правления Нерона против него сразу в нескольких провинциях вспыхнуло восстание в войсках. Императора покинули все, даже преторианцы. Не желая попасть в руки врагов, он приказал своему слуге заколоть его кинжалом. Последние слова Нерона были: «Какой великий артист погибает!»Пойдёт???
С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.
В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.
В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.
В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.
В 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.
Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин, отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию. Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря», где он описывает традиции Востока.
В 15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним произведением русского летописания считается Московская летопись, составленная в 1479 году.
Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский титул.
В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки, адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее взаимоотношений с подданными.
Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.